Без рубрики

Понимание медитации. Часть 1

Самое важное понимание заключается в том, что Истинная Медитация наступает лишь в тот момент, когда исчезает Личность! Человек живёт с пустотой внутри. Я не говорю сейчас об эмоциональной наполненности, мыслительной наполненности. Я говорю о пустоте восприятия. Если вы внимательно за собой понаблюдаете, то обнаружите интересную вещь: всё, что в нас рождается, рождается из «ниоткуда», реализуется и исчезает. И всё что рождается из «ниоткуда», в совокупности и составляет человека.Трудно очень начать с чего-то… трудно объяснить эту идею. Нужно понять простую вещь: медитация – не отдельное упражнение, не отдельный период в течение дня или жизни. Медитация – это основа. Медитация – это первородное состояние ума, граница между Сознанием и умом.

Человек живёт с пустотой внутри. Я не говорю сейчас об эмоциональной наполненности, мыслительной наполненности. Я говорю о пустоте восприятия. Если вы внимательно за собой понаблюдаете, то обнаружите интересную вещь: всё, что в нас рождается, рождается из «ниоткуда», реализуется и исчезает. И всё что рождается из «ниоткуда», в совокупности и составляет человека, нас: наше мышление, форму, эмоции, наши качества. Когда мы наблюдаем за собой и пытаемся понять, откуда у нас появляется какая-то эмоция, мысль, то нашей осознанности хватает лишь для выявления внешних причин их возникновения. Мы говорим: «Мою эмоцию вызвало такое-то событие, а это событие вызвано такими-то обстоятельствами». Т.е. мы видим «горизонтальную цепочку». Но берёмся рассматривать САМУ мысль, САМУ эмоцию, не наблюдаем момент её зарождения. Мы не рассматриваем ту абстрактную пустоту, из которой она возникает. Всё это возникает неожиданно для нас. Просто приходит мысль, приходит эмоция, чувство – вне нашего осознания.

Но если вы начнёте смотреть вглубь себя, начнёте наблюдать за собственно мыслью, собственно эмоцией, собственно качествами, вы увидите, что они рождаются, как бы, из «ниоткуда». Из пустоты.

Мысли не было…. И вот, она возникает из ниоткуда, чувство возникает из ниоткуда. Это к вам приходит, и захватывает вас. И вы это вдруг обнаруживаете, вдруг испытываете. При нашем уровне осознанности, мы способны реагировать только на последнюю стадию… Ко мне пришла мысль. Я её осознаю. Но откуда она возникла? Откуда она пришла? Откуда этот импульс, эта волна, это движение?

Активность – это всегда незавершённость. Для достижения завершённости, я вынужден проявлять активность, достигая чего-то, понимая что-то, совершая… От действий в физическом мире, до собственной мысли.

Пытаясь остановить ум, даже просто успокоить его, мы наталкиваемся на усиленное сопротивление. Он упорно отказывается это сделать. Мы даже вступаем с ним в борьбу, пытаясь добиться желаемого. Начинаем вести себя так, словно наш ум существует сам-по-себе, отдельно от нас.

Но важно понять одну вещь. Ум не может принять спокойное состояние именно из-за незавершённости. На самом деле, он стремится к изначальному состоянию – покою. Но наш физический ум так устроен. Он сформирован на принципе активности. Это – его природа. Поэтому он стремится к завершённости тем способом, который ему доступен. Любая попытка насильственной, тотальной остановки будет восприниматься им, как собственная смерть. Поэтому каждая мысль, порождённая им, стремится к «додумыванию», к завершению. Для физического ума – это способ вернуться к покою. Как только я додумал мысль, она исчезает, перестаёт управлять мной. Ум приходит в покой, эта волна останавливается. Но на её месте тут же возникает следующая волна, следующая незавершённость.

Нам нет необходимости выяснять, по каким причинам возникают у меня в голове мысли, важно понять — откуда они приходят, и почему я их вижу, осознаю. Когда я её вижу, то понимаю, что она приходит из того меня, который является «ничто». Который не находится, в данный момент, в моём «пространстве известного». Но, в тот момент, когда я это вижу, начинаю понимать, что именно это «ничто», откуда и приходит всё, является мной настоящим. Именно тот я – настоящий, неизменный, а не этот, на уровне которого обнаруживается эмоция или мысль. Это «ничто» является абсолютным покоем. Внутри меня пустота, откуда приходят мои мысли, эмоции… И самое важное, эта пустота является тем самым пространством, «центром», моей составляющей, благодаря которой и приходит восприятие и осознавание этой непрерывной активности, которой являюсь я сам.

И у меня возникает вопрос: почему я вижу эти мысли, почему осознаю их, почему я их наблюдаю, почему они мною владеют? Почему «То» является для меня неизвестным, ничем, пустотой? Почему я не воспринимаю ту свою часть, откуда они приходят? Почему моё понимание не распространяется на эту область? Ведь она тоже является мною. Я же понимаю, что именно оттуда приходит этот импульс. Именно Оно является областью Осознавания самого себя. А значит, это тоже — Я… Вот такая череда вопросов возникает, когда существование этой части себя становится явным.

Если я задумываюсь над этим, то понимаю, что это приходит из пустоты, из «ниоткуда», из «ничто». Оно приходит из того «нечто», которое наш привычный, «определяющий» ум не способен осознать. При длительном созерцании процесса рождения мысли, становится ясно, что это «ничто», это «ниоткуда» не является таковым на самом деле… Оно не осознаётся мной, и именно поэтому, со стороны меня, воспринимается, как «ничто». Оно находится словно в другом пространстве, оно лишено активности, оно — в абсолютном покое.

Я стал пытаться проникнуть туда, в это ничто, в ту основу, откуда и исходит всё движение. В ту основу, которая и рождает мои мысли, чувства, эмоции, качества… Я пытался проникать туда достаточно долго… До тех пор, пока не понял, что пытаюсь проникнуть туда своей же активной частью, которой сам и являюсь. Другими словами, пытаюсь найти источник собственного мышления — вне себя. Пытаюсь проникнуть АКТИВНОСТЬЮ в основу, в ПОКОЙ. Ум использовал привычный способ мышления, восприятия, которым пользуется всегда. Т.е. пытается рассматривать это «нечто», как находящееся отдельно от него самого, пытается локализовать «это», выделить определённые признаки и т.д. Я сам нахожусь среди этого движения, в ограниченной области осознанности, в том же состоянии, в том же резонансе, что и мои мысли, эмоции. Я нахожусь в той области, где они уже проявлены. Сам являюсь этим. И это — область активности.

А та область, глубинная, область покоя внутри меня, откуда приходит созерцание всего, пространство, которое рождает всё это, находится в другом состоянии. Поэтому я его не воспринимаю, оно для меня не существует. Пытаясь наблюдать это, я выступаю в роли активного наблюдателя. И ЭТОТ наблюдатель находится сам в области активности. Поэтому я могу обнаруживать и фиксировать возникновение и существование своих мыслей, но сам, тем не менее, остаюсь одной из них. При таком наблюдении, внутренняя пустота остаётся для меня недоступной. Становится понятным, что мысли приходят оттуда, изнутри сознания. Но и это — только догадка, умозрительное построение, основанное на том, что ты наблюдал, т.к. для тебя это, пока ещё, недоступно.

Когда всё это упорядочилось в понимании, стало ясно, что вот то, чем я пытаюсь проникнуть, эта активная часть, тоже «растёт» из той же общей основы, тоже появляется из покоя. Также, как мысли возникают из «ниоткуда» и исчезают в «нигде», точно также и тот, кто наблюдает, находясь в этой активной области своего же ума, являясь активным умом – вырастает из этого покоя, из этой области «ничто». Поэтому мне нет смысла наблюдать ни за чем вокруг. Нет смысла наблюдать за течением своих мыслей.

Простой пример: посмотрите на любой предмет – вы его наблюдаете из какой-то точки. Закройте глаза. Представьте себе этот предмет. Это — ваш образ, это мысль. Но и в своём воображении, вы также наблюдаете его из отдельной точки! Свои собственные мысли я наблюдаю, всё-равно, откуда-то, отдельно от них. Ведь я всё также остаюсь сторонним наблюдателем. Даже в собственном воображении.

И вот то, ОТКУДА я наблюдаю, моя осознанная часть, которая наблюдает за всем тем, что происходит, в её основе – та же самая пустота, то же самое «ничто», которое я не могу осмыслить. И, как только я это понял – вдруг этим ничем стал. Именно – вдруг! Это относительно того момента у меня вырвалось: «Всё — так просто!». На самом деле, это было прямо под носом, а ты не мог этого понять, осознать.

Сознание персонифицировалось в ум, проявилось здесь посредством чувств, и они — активны. Но и мой ум, моё я, личность – они здесь, в этом внешнем, активном слое. И всё, что я изучаю, наблюдаю, я наблюдаю своей активной частью. То есть, определённая, активная часть ума осуществляет наблюдение за другими активными частями. А всё это находится во внешнем, активном, поверхностном слое осознания, потому что мне не известна эта основа, я не являюсь этим «ничто». Я есть — именно активная часть. Осознание моего «ничто» сфокусировано именно в активной части, потому что именно она составляет для меня весь мир. Я ассоциирую, отождествляю себя с этой внешней, активной частью, но не с той областью внутренней пустоты, областью ничто, абсолютного покоя, из которой всё это исходит…

Медитация – это восприятие из той области, откуда всё рождается, из области абсолютного покоя. Чем бы вы ни занимались, что бы вы ни делали. Медитация – это восприятие из области вне движения, вне активности. Медитация – это пробуждение Осознания.

Вы не должны представлять себе это, как некий перевод луча внимания из какой-то одной области в другую. Успокоение, остановка мысли – это уже приближение к покою, к части «покоя», к этому ничто, к этой пустоте. Успокоение физическое – это уже приближение к этой пустоте, к медитации. Ровный, спокойный ум – это уже приближение.

Что значит — успокоение ума? Технически – это когда вот эта высокочастотная вибрация, это быстрое движение (я сейчас очень схематично говорю) начинает успокаиваться, менять свою скорость и, тем самым, начинает больше соответствовать той глубине, в которой вообще этого движения нет.

Но в более глубоком смысле, успокоение ума – это только начало, предшествующее полной остановке его. «Остановка» же ума – есть отсутствие противоречий, отсутствие незавершённости.

Поэтому для освоения настоящей медитации нужна завершённость. Для начала настоящей медитации нужна завершённость. Самая большая внешняя помеха – это мысли, которые неподконтрольны мне. Мысль – это я, на самом деле. И, поскольку, я сознаю себя активной частью, существом активным, то не могу остановить мысли, справиться с ними. Я не могу это сделать. Даже если я вообще перестану думать, одна часть во мне будет следить, чтобы другие части не думали.

Есть упражнения, которые могут помочь процессу остановки ума. Но только помочь, до некоторой степени. Например, джапа-медитация. Повторяете вы одну и ту же мантру в голове, всё время вы фокусируетесь на неё. В конце концов, всё ваше внимание занято только этой мантрой, у вас вообще никаких других мыслей нет, и вы можете сказать – мой ум чист. Он чист, потому, что у вас нет посторонних мыслей, но у вас есть одна эта джапа, как якорь, за который вы держитесь. Если вы его отпустите – остановитесь, на это освободившееся место тут же хлынут десятки, сотни других мыслей, неконтролируемых совершенно. Со временем джапа может помочь упорядочить мысли, в какой-то степени контролировать их… Но не остановить ум. Причина, опять же, в том, что я пытаюсь одной активной частью контролировать другую.

Для того, чтобы остановить мышление, для того, чтобы остановить ум нужно достичь состояния завершённости. Завершённость – это не просто доведение каждой детали до логического конца. Это — вторая сторона, касающаяся физического, активного мира. Для того чтобы остановить мысль, избавиться от мысли, совсем необязательно додумывать её до конца и завершать. Есть такие вещи, которые вы никогда до конца не додумаете, вы всё время будете с разных сторон прокручивать и прокручивать. Казалось бы, остановить мысль – это значит дать ей возникнуть, продумать её, и она сама исчезнет за ненадобностью. Но это касается конкретной мысли. На её место придёт следующая.

Чтобы достичь в уме завершённости, настоящей завершённости, необходимо увидеть одну вещь. Необходимо увидеть безосновность локальной мысли вообще. Её временность, её изменчивость, её текучесть. Когда вы смотрите на реку и по ней идут волны, разве имеет значение каждая волна в отдельности? Не имеет. Вы же не бежите по берегу и не прослеживаете её до того момента, когда она вообще исчезнет, рассеется. Она не имеет для вас значения. Для вас, в целом, важна река, а не составляющие её волны.

Нужно постараться увидеть, обнаружить, что мысль, эмоция приходят из пустоты внутри меня. Не из какого-то конкретного места во мне, а я сам, — настоящий Я, — являюсь пустотой, проявленной в этих феноменах. Если вы поймёте и почувствуете это, то увидите, что мысль, эмоция, ваше движение -безосновны, потому, что они не имеют решающего значения. Это — реакции. Это просто реакции, следствия. Если вы увидите, что они идут из пустоты – вы поймёте их незначимость. Вы станете просто наблюдать за ними. И когда вы осознаете незначимость этих мыслей, этого движения – они исчезнут.

Йоговские учения, медитативные руководства говорят – с мыслями нельзя бороться, наблюдайте за ними – и они исчезнут. Но, возможно, большинство людей понимают это не совсем правильно… Они сидят и часами наблюдают за своими мыслями. То есть что они делают? Просто продумывают их. Позволяют уму делать то, что он делает всегда. Только в этом случае – под контролем. Иногда это позволяет войти в трансовое состояние, или просто – уснуть. Поймите, «наблюдать за движением» и «участвовать в движении» или «контролировать» его – это разные вещи. Вы должны чётко разделять их внутри себя.

Существует большая ошибка, в понимании медитации. Это – серьёзное препятствие… Большинство людей считает, что обучаясь медитации, они обучают этому собственный разум, собственную личность. Т.е., себя самого, в том виде, в котором привыкли себя сознавать. Людям кажется, что они должны заставить (обучить) собственную временную ЛИЧНОСТЬ входить в некое состояние. При этом, они допускают, что личность может претерпевать некоторые изменения (порой – значительные), которые приведут к восприятию чего-то нового, ранее неизвестного… Но все изменения, всё-равно, допускаются лишь в рамках ИЗВЕСТНОГО. Другими словами, свой собственный повседневный, личностный контроль над восприятием человек старается перенести и на уровень медитации. Он ожидает от медитации чего-то известного, понятного ему. Пусть и необычного, но созданного его представлениями о том, как это должно быть. Он делает это интуитивно, не осознавая, т.к. не соприкасался сознательно ни с чем иным.

Самое важное понимание заключается в том, что Истинная Медитация наступает лишь в тот момент, когда исчезает Личность!

Вслед за этим появляется проблема иного рода. Добиться исчезновения Личности не так уж сложно. Те, кто практикует постижение медитации длительное время, сталкиваются с моментами, когда их личность полностью исчезает, в какие-то мгновения. В таких случаях вам кажется, что во время практики время останавливается. Вам кажется, что прошло несколько минут, а на самом деле – час. Или вы «проваливаетесь» в небытие и потом не можете вспомнить этот период… Что-то, в этом роде…
Это всё, как раз, и происходит по причине исчезновения личности. Но беда в том, что вместе с личностью прерывается и поток осознания, который её питает.

Личность, как и всё остальное, имеет возможность существовать только благодаря потоку Осознавания. Пусть ограниченному, фрагментарному, но всё-таки, Осознавания. По мере формирования, взросления, личность, образно говоря, проводя этот поток через себя, начинает ограничивать его, используя в качестве средства контроля – память, а как инструменты – схемы и шаблоны. В результате, осознание ограничивается только пространством, доступным Личности. Т.е., тем пространством, которое мы с вами называем «пространство известного». За пределы, определённые личностью, осознание, в обычной жизни не распространяется. Хотя потенциал, для этого, заложен во всех людях, частично его реализуют только единицы.

Вот и получается, что при угасании Личности, во время практики медитации, угасает, также, и та часть осознавания, которая обеспечивает существование самой личности.

Истинная медитация наступает только в том случае, если при угасании Личности – Осознанность сохраняется.
Другими словами, Истинную Медитацию можно определить, как ВНЕЛИЧНОСТНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ!

Именно – ВНЕличностное. Поскольку Личность, в потенциале, сохраняется и при наступлении медитации. Вы снова и снова будете возвращаться к личности, пока осваива
8000
ете медитацию. И потом, по достижении определённого уровня раскрытия Сознания, вы будете использовать Личность, для существования в «физическом мире». Но именно – использовать! Осознанно! По необходимости. Чтобы иметь возможность без ограничения проводить расширившийся Поток Сознания в Срединный мир.

Медитация, как раз, и нужна, как средство установления «моста» между Личностью и Сознанием.

Постижение медитации начинается изнутри Личности, а не приходит извне. Начинать работу с Осознанием необходимо с того уровня, с той его части, которые нам доступны. И теперь вы можете по-новому оценить всю важность осознавания «здесь и сейчас», и смысл определения – «реальность данного момента». РЕАЛЬНОСТЬ… ДАННОГО… МОМЕНТА!

Понимаете, в каком случае реальность данного момента может стать осознанной? Только, если произойдёт то, что мы называем «остановка ума». Только, если при такой «остановке» память не сможет оказывать своё ограничивающее влияние. Тогда Личность начнёт терять значение. Эго, как «способ существования», начнёт терять очертания, терять устойчивость.

Всего этого невозможно добиться внутри личности или путём «изменения личности»… Как бы не изменялась Личность, она всегда останется Личностью, по своей сути. Пусть, даже, изменённой, до неузнаваемости.

Только при сохраняемой осознанности, угасание личности не приведёт к потере сознания или банальной «отключке». Только чистая сохраняемая осознанность не позволит полёту фантазии или галлюцинациям быть ошибочно принятыми за настоящую медитацию. Личность исчезает, но осознание остаётся… Остаётся «внеличностное осознавание» — истинная медитация.

Я всегда буду повторять, что истинная медитация характеризуется, в первую очередь, пробуждающейся ЯСНОСТЬЮ сознания, а не его «затуманиванием». Именно благодаря этой ясности исчезает страх жизни, страх смерти и познаётся радость свободного существования…

Беседы Самтена