Без рубрики

Поток жизни

Поток жизниСвобода – это не свобода от чего и для чего. Свобода не может быть привязана ни к прошлому, ни к будущему. Свобода не может быть ни причиной, ни следствием, не может быть ни действием, ни результатом. Она не системна. У нее нет структуры ни во времени, ни в пространстве. Свобода – это истина момента. Свобода не может быть целью, понимаемой как достижимый результат, она есть пребывание в цели, она есть воплощение цели в человеке.

Все случается

Поток жизниЧеловек – это машина. Все его дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки суть результаты внешних влияний, внешних впечатлений. Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия. Всё, что он говорит, делает, думает, чувствует – всё это случается. Человек не может что-то открыть, что-то придумать. Всё это случается.

Всё случается: народные движения, войны и революции, смены правительств – всё это случается. И случается точно так же, как случается в жизни частного человека, когда он рождается, живёт, умирает, строит дома, пишет книги – не так, как он хочет, а так, как случается. Всё случается. Человек не любит, не желает, не ненавидит – всё это случается.

Но это гурджиевское «всё случается» вовсе не производное от «случайность». Оно означает лишь, что человек, осознавая свои действия, свои поступки, не может указать на их истинные причины. Он может лишь сказать «так случилось», «так вышло». Но это не означает, что никаких причин вообще нет, что происходящее с человеком действительно дело случая. Выходит-то все вполне целесообразно и закономерно. Правда, основания этой целесообразности лежат не на уровне цепочки предшествующих событий. Причину случившегося, как и всех предшествующих «случаев» надо искать на другом уровне, обычно невидимом для человека.

Хотя, конечно, в этом «всё случается» есть и большая доля случайности. Но случайным является не само событие, а совмещение конкретного человека с конкретным случаем. Вот и получается, что «так случилось» случайно, не имеет видимой связи с другими произошедшими с человеком событиями, так же случайно связанными с ним. Эта случайность совмещения человека и необходимых событий одинакова и на обыденном уровне, и на уровне гениев. Люди случайно выбирают одну из возможных профессий, распределяясь по всему предложенному временем спектру вакансий. А кому-то повезло совместиться с событием научного открытия или появления нового художественного стиля, в то время как десяткам не менее талантливых людей не суждено было оказаться в нужное время в нужном месте. Но так уж устроен Мир – события предопределены, хотя для их конкретных исполнителей они лишь случаются.

Однако человек может вырваться из этой череды случайных случаев.

Страх из прошлого

Прошлое известно, прошлое не угрожает, прошлое безопасно. Каким бы ни было прошлое, мы не ждем от него ничего плохого. И так естественно стремление защитить себя от будущего превращением его в прошлое. Знакомое, привычное, обжитое.

И не страшно, что при такой экстраполяции в будущем будут те же самые страдания, те же проблемы, те же страхи. Они уже известные, родные. Для них уже придуманы причины и последствия – то есть не будет ничего страшнее того, что уже было. Бояться не страшно.

Лучше сконструировать себе пусть и тяжелое, страшное, но известное будущее, чем…

Нет страха неизвестного. Бояться можно только известного. Страх неизвестного, вызван не неопределенным будущим, а неспособностью найти в прошлом причину сейчас. Страх неизвестного – это судорожный перебор прошлых страхов.

Настоящая безопасность только в будущем. Именно оно свободно от страхов. Может быть свободно от страхов, если мы еще не успели расселить их в нем, выудив из прошлого.

Бояться надо прошлого. Опасаться обращения к прошлому. Именно прошлое предопределяет, конструирует будущие страхи.

Теория

Любая теория, идеология, религия есть средство экстраполяции прошлого в будущее. Будущее становится узнаваемым, предсказуемым, нестрашным.
Однако, еще не наступив, будущее становится прошлым. В нем возможно только то, что было в прошлом опыте. Причем не в собственном прошлом, а чужом.

Только создатель теории, идеологии, религии творил будущее. Но лишь для себя. В его завтра было то, чего не было в его вчера – теории, идеологии, религии. Для миллионов же последователей он превратил будущее в прошлое.

Цель жизни

Цели жизни может и не быть, то есть может отсутствовать само понятие цели – и это великое счастье для человека. Он движется по цепочке случайных событий, не осознавая ни себя, ни жизнь. В этой цепочке лишь два события – рождение и смерть – принадлежат ему, вернее, связаны с его телом. Только они и обозначают его индивидуальность, границы его существования – лишь две даты на камне.

Однако большинство людей все же произносят слово «цель», и это выбивает их из тождественности (пусть изначально пустой) самим себе, вносит разлад в их жизнь. У них появляется будущее и прошлое, появляются не только события, но и поступки.

Человек социума

Человеку как особи биологического вида Homo Sapiens для поддержания жизни надо немного: пища, вода, сон, защита от холода. Ему не нужны вещи – ни которые он производит, ни которые потребляет; ему не нужна собственность.

Но человеку как существу социумному необходимо совершать действия, реализовывать социумные события: производить, потреблять, приобретать.
В основе социумных процессов, в основе реализации социумных событий лежит манипуляция человеческими желаниями, использование отработанного еще на биологическом уровне эволюции механизма их возбуждения и удовлетворения.

А механизм этот прост и изощрен одновременно – самец и самка совершают акт соития не потому, что им надо продлить род, а потому, что у них есть желание, которое непременно надо реализовать. И событие свершается. Желание пропадает. Дальше пустота, а может, и смерть. Но биологическое событие свершилось. Единичное событие в непрерывном потоке биологической жизни.

Так и человек, ведомый желанием, свершает и свершает социумно необходимые события. Он не думает об этом своем предназначении. У него есть желания, и он их реализует. С завидным упорством и постоянством. Социум устроен так, чтобы возбуждать желания. Социум паразитирует на механизме биологических желаний. И события свершаются.

Что дальше? Пустота? Нужны ли человеку эти вещи, слава, деньги? Потом, позже, когда желание угасает, наверное, человек понимает, что не нужны… Но это уже мелочи. Социумные события производства, потребления уже свершились. Социум живет. А человек? Но это тоже мелочи – личное дело каждого.

И в этом потоке задействованы все люди. Вернее, любой, кто задействован в этой череде событий, называется человеком. Есть недочеловеки – те, которые не в состоянии производить, приобретать. Они больные или юродивые. У них нет социумно обусловленных желаний, только биологические. Есть уже нечеловеки – они избавились от желаний и не совершают событий. Их принято называть просветленными.

Фрагменты из книги А.Болдачева
«Темпоральность и философия абсолютного релятивизма»