Без рубрики

Своей ли жизнью мы живем?

Давайте посмотрим правде в глаза и попытаемся понять, почему многие люди живут не своей жизнью? А как еще можно сказать, если образ жизни подавляющего большинства формируется под воздействием растиражированных стереотипов поведения в социуме. Есть основания полагать, что существует система тиражирования стереотипов, шаблонов и, как следствие — стандартных людей со стандартной судьбой.Давайте посмотрим правде в глаза и попытаемся понять, почему многие люди живут не своей жизнью? А как еще можно сказать, если образ жизни подавляющего большинства формируется под воздействием растиражированных стереотипов поведения в социуме. Есть основания полагать, что существует система тиражирования стереотипов, шаблонов и, как следствие — стандартных людей со стандартной судьбой.

Давайте попробуем разобраться, как формируется жизненная программа, согласно которой человек живет в обществе и идентифицирует себя в нём.

Все начинается с детства. Первые «хочу» и первые «нельзя». Первые слезы от непонимания этого чужого взрослого мира. Таким образом перед маленьким человечком расставляются «буйки», за которые заплывать нельзя. Любые попытки нарушить эти запреты караются наказаниями. Это называется мораль. Мораль по сути своей является усредненным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. А каждый человечек уникален. Он еще не знает, кем он будет, и никто этого не знает. Пока это еще только глина, из которой окружение создает свою форму. Кирпич это будет или изящная ваза – многое зависит от окружения маленького человека.

Постепенно формирующаяся личность начинает приобретать некие представления об этом мире, часть из которых еще не раз изменятся. А некоторые из них намертво врастут в сознание, станут частью личности. Чьи это представления? Чаще всего это представления самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, первого учителя, дворового авторитета.

Наверно многим из тех, кто застал советские времена, запомнились уроки литературы. Образ героя или антигероя литературных произведений давался безапелляционно, однозначно, без каких бы то ни было попыток осмыслить его. Не знаю, может не у всех так было, и кому то попадались редкие учителя, которые побуждали учеников думать и решать самим.

Помню сочинения по заранее подготовленным текстам, которые мы записывали под диктовку на уроках. Казалось бы, все ясно и понятно: это враг, а это друг, этот предатель, а этот «наш» и т.д. Что ждало тех не многих, которые позволяли себе не согласиться с общепринятым взглядом? Плохая отметка – ещё не самое страшное. Хуже: непонимание, осуждение и насмешки за спиной. А еще задавали вопрос: ты что, самый умный?
Самым умным быть опасно! Этот сигнал наверно передавался генетически от старших поколений, которые помнили времена истребления в сталинских лагерях всех, кто мыслил иначе, кто мог иметь свою точку зрения и смелость её отстаивать.

Вот так, с навязанными стереотипами, человек начинает свою самостоятельную жизнь. Может быть поэтому, жизнь многих молодых семей так похожа на жизнь их родителей повторением тех же ошибок. И не поэтому ли сейчас наблюдается такая неутешительная статистика разводов?

Давайте попробуем разобраться, что на сегодняшний день составляет наше представление о жизни?

Для этого можно задать себе несколько вопросов:
1. За какие поступки вы получали одобрение старших?
2. За какие поступки вы получали наказание?
3. Какие поступки ваших родителей вы одобряли/осуждали?
4. На какого литературного героя вы хотели быть похожим?
5. Кто из реальных людей являлся вашим кумиром?
6. Чье мнение вы считаете более авторитетным: ученых, политиков, Президента, начальника, свое?
7. Выгодно ли иметь свое мнение, когда оно отличается от мнения большинства?
8. Сколько раз в день вы смотрите телевизор?

Таких вопросов можно задать 100 и даже 1000, но суть ответов на них не изменится. Большая часть ответов покажет пренебрежение своим собственным мнением. Часть ответов будет балансировать на грани между своим идеалом и представлением большинства. И только совсем малая часть ответов покажет детскую наивность и непонимание этого мира. Мира, который придумали люди, которые живут в этом придуманном мире своей придуманной жизнью.

Что если дети знают об этой жизни что-то такое, чего не знаем (или не помним) мы – взрослые? Давайте попробуем прислушаться внимательнее к словам ребенка, особенно к его вопросам. Вы не находите, что вопросы детей часто ставят под сомнение достоверность и логичность нашей взрослой картины мира?

А действительно: почему человек не умеет летать?

Источник:
Сергей Родник
mojzhozh.ru