Без рубрики

Немного международной истории

Вспомним историю древнего Египта. Гиксосы – это племя, или группа племен начала XVIII века д.н.э., которые завоевали Египет в конце Среднего царства (12-я династия). Египтологами правление гиксосов называется «вторым промежуточным периодом». Согласно утвердившейся хронологии, гиксосы были изгнаны из Египта примерно в 1580 году д.н.э.Мне нравится каббала. Не та кричащая о себе на весь мир большевицкая версия товарища Лайтмана, из которой сегодня сделали секту «каббала-лайт, ноль калорий». А та, которая рождалась в одиноких мистических озарениях гениальных умов. Но откуда у древних евреев могли завестись в голове настолько сложные, современные идеи? Сами евреи и каббалисты объясняют их исключительностью своего народа.

Каббалу каждый толкует по-своему. В ортодоксальной иудейской традиции каббала — закрытая тема для иноверцев. Но меня всегда интересовали только признаки сходства между мистическими традициями. Поэтому научался их находить даже там, где на первый взгляд одни различия. Это похоже на работу археолога – идентификация следов более древних культур, скрытых под верхним культурным слоем.

Поначалу мне и в голову не приходило интересоваться мистикой. Я начал читать мифы разных народов в поисках фантастического сюжета. Мечтал стать писателем фантастики или фэнтези. Это началось очень давно и продолжалось долго. От мифов перешел к религиям. Читал только научные переводы трудов древних людей – на Рерихов, Блаватскую, Костанеду, Ошо и прочих даже внимания не обращал. Библия, Евангелия, Коран (мало), сочинения гностиков из Наг Хамади, кумранские свитки, Тексты Пирамид, Книга Мертвых, профессиональные книги по египетской, китайской, американской, кельтской, индийской, ближневосточной мифологии, Бардо Тхёдол, Герметический Корпус, Дао дэ Цзин, Чжуан Цзы, Догэн, жизнеописания Хокуина, и многое другое. Повторяю – из современников были только ученые, прочим не доверял.

И неожиданно без всякого желания, будто согласно теории распознавания образов, все эти казалось бы противоречивые концепции сложились в одну внутреннюю картину. Оказывается, древние мистики всех стран и эпох описывали примерно одинаковую концепцию мира, хоть и опирались при этом на разные житейские реалии и аллегории.

В науке такая стойкая повторяемость одного результата – критерий истины. Но если в голове у теософов мадам Блаватской возник образ вездесущих агентов Шамбалы, то мне подумалось – просто во время просветления всем людям открывается одинаковая картина. То есть истина о природе реальности все же только одна.

В древности к мистическим практикам и познаниям допускались только самые умные, здоровые и волевые люди после суровых испытаний. Сегодня — наоборот. Хотя мистика не является способом улучшить жизнь неудачника – это альпинизм, духовный экстрим. Если что-то поймешь неправильно или не хватит ума – сломаешь шею или навредишь другим. Поэтому одним из самых ужасных мистиков-реформаторов оказался Гитлер. Мистикой занимаются из любви к постижению. А для утешения, душевного комфорта и поддержки социума существуют религии.

Но если во время просветления всем людям открывается одинаковая картина, так может и бессмысленно искать корни каббалы в материальных событиях древности? Не бессмысленно, потому что инородные корни все же есть.

Вспомним историю древнего Египта. Гиксосы – это племя, или группа племен начала XVIII века д.н.э., которые завоевали Египет в конце Среднего царства (12-я династия). Египтологами правление гиксосов называется «вторым промежуточным периодом». Согласно утвердившейся хронологии, гиксосы были изгнаны из Египта примерно в 1580 году д.н.э.

Военное превосходство гиксосов над египтянами обеспечило использование боевых колесниц с запряженными в них лошадьми. Для людей той эпохи колесница оказалась непобедимым сверх оружием, наподобие танка в начале двадцатого века. До появления гиксосов в Египте и Ханаане отсутствовали не только колесницы, но даже лошади.
Историкам об этом хорошо известно. И хотя повозки с колесами из цельного среза ствола дерева появились в Месопотамии еще во втором тысячелетии д.н.э., они были слишком тяжелыми, неповоротливыми, в них запрягали только быков.

Для историков не секрет, кто усовершенствовал колесницы, превратив ненадежное, сплошное колесо в прочный обод со спицами, и научившись запрягать в них быстрых лошадей. Это сделали арийские племена, которые, начиная с 1800 года до н.э. двинулись на юг со стороны южного Урала, Кавказа и Каспийского моря, легко подавляя сопротивление других народов именно благодаря использованию боевых колесниц. Различные племена ариев завоевали Иран, Индию, северное Междуречье, Малую Азию, северный Ханаан, повсюду основав свои государства и княжества. В царстве Митани западней Междуречья согласно текстам договоров почитали Индру и Варуну. А пресловутые хетты, тоже соперники египтян, были арийским народом севера Малой Азии, предками современных армян. Поэтому в 1800-1500 годах в передней Азии просто неоткуда было взяться другим завоевателям на колесницах.

Для древних народов национальная принадлежность была не столь актуальна, как сейчас. Успешные завоеватели превращались в военных вождей, увлекая в грабительские походы любое покроенное или дружественное население. Подобная ситуация повторилось во времена Киевской Руси, где славянские набеги на Византию возглавили воины-скандинавы. К тому же, по мнению некоторых историков, арии изначально были не этносом, а объединением трех племен. Но с другой стороны это была первая культура с дискриминацией по религиозному признаку. Ведическое понятие дхармы одобряло завоевание земель дассу (язычников, не верящих в арийских богов), присвоение себе их имущества и превращение населения в шудр – варну бесправных слуг.

Поэтому неразумно отделять библейских евреев от завоевателей-гиксосов, которые согласно археологическим данным правили Египтом в ту же эпоху. Путаница происходит лишь по причине попытки восприятия смешанной армии гиксосских завоевателей как чистокровного этноса. Если завоевателей возглавляли арии, пришедшие из степей Южного Урала и смешавшиеся с семитами для завоевания Египта, становится понятно — откуда взялась еврейская пасха, «песах» Это бывший праздник весеннего равноденствия, распространенный среди северных народов, например у кельтов. В этот день отмечался исход («песах») зимы, и прославлялась Остара, Эстер, Иштар, Астарта, Астарот, Шукра, Венера. В Англии пасху до сих пор называют не Passover, как в Библии, а Ester, в честь богини Эстер. В древности на севере люди тоже дарили друг другу в честь прихода весны хлебцы и крашенные кровью яйца, а для натурального хозяйства вавилонян, хананеев и египтян праздник весеннего равноденствия не был актуален.

Скорее всего, египетское рабство в одинаковой степени досталось потомкам всех завоевателей, не успевших покинуть дельту Нила. Поражение и первое изгнание гиксосов привело к попытке реставрации их влияния во времена Эхнатона, а затем к новым гонениям и окончательному исходу за пределы Египта, но уже в качестве адептов тайной религии, продолжившей свою эволюцию среди родственных племен Ханаана. Самые ранние рукописные варианты Торы датируются шестым веком д.н.э., а библейский исход произошел не позднее тринадцатого века д.н.э. Судите сами, как много «ненужных» подробностей можно забыть за семьсот лет.

Первое отступление гиксосов из Египта произошло необычно – после продолжительной осады Авариса, столицы гискосов в дельте Нила, фараон Яхмос позволил гиксосам беспрепятственно уйти в Ханаан (Палестину), сохранив имущество, оружие и знамена. Это похоже на еврейский исход, хотя в основу библейской истории скорей всего легло два исхода – сначала военный, потом религиозный. Проблема библейской археологии в том, что еще ни разу ученым не попались доказательства существования иудейской религии такой, какой она как будто сразу возникла в 6 веке до н.э, после возвращения иудеев из Вавилонского пленения. Иудеев вернул в Ханаан (Палестину) знаменитый персидский царь Кир, свергший вавилонского царя Навуходоносора, исповедовавший недавно возникший среди персов и мидян зороастризм. Археологи легко находят города, крепости и места сражений, упомянутые в Библии. Однако, не обнаружено ни одного свитка Торы ранее 6 века д.н.э. Ни у кого из соседей нет свидетельства о существовании в Ханаане царства или народа с уникальной монотеистической религией. Зато в Ханаане повсюду сохранились языческие артефакты.

Более того: появление особо религиозного этноса, претендующего на древние корни в Ханаане, оказалось сюрпризом для его соседей еще до возникновения христианства, когда память была свежа. По этому поводу иудейский историк Иосиф Флавий полемизировал с греком Апионом, усомнившимся в достоверности иудейской истории. И главным доводом Иосифа Флавия в защиту древности своего народа оказалась почему-то сама Библия. Думаю, что о таких вещах важно знать, потому что самый правдивый проповедник — история.

Лично я склоняюсь к мнению, что до 6 века д.н.э. иудаизм был редкой или тайной доктриной, наподобие масонства, которую исповедовала лишь арамейская знать, оставившая после себя в Библии духовные имена, не поддающиеся сегодня идентификации.

А зародился иудаизм скорей всего в Египте при Эхнатоне. Есть много общего. Лишь восемь веков спустя пророк Эзра захотел представить все прежние исторические события как национальный духовный поиск. Обратите внимание: в Ветхом Завете почти ничего не говорится про загробный мир. Для религии средиземноморья это странно. Лишь пару раз упоминается, будто души мертвых можно вызывать из шеола. А каббалисты определенно верили в переселение душ, как индусы. Вернемся к Эхнатону. Мало кому известно, что Эхнатон не только боролся с многобожием, но и провозгласил себя Осирисом, воскресшим во плоти. Не правда ли — интересная напрашивается ассоциация. Понятней откуда позднее в христианстве возникла противоестественная для средиземноморья идея воскрешения мертвых во плоти. Во времена Эхнатона впервые за египетскую историю культ Осириса пришел в упадок – людей хоронили без прежнего рвения, формально. Ведь если Осирис воскрес, значит, остальные усопшие тоже воскресали как Осирис. Древнеегипетский летописец оставил странное сообщение об этих смутных временах: «мертвые жили среди людей». Возможно, так египтянин воспринял арийскую идею реинкарнации.

Иврит не был известен до 6-8 веков д.н.э. Ранее существовал лишь арамейский язык. А иврит так хорошо подходит под каббалистическую гематрию, что возникает впечатление о его искусственном создании из арамейского в качестве тайного, священного или магического языка. Ведь до начала двадцатого века евреи не разговаривали между собой на иврите. Даже Иисус говорил по-арамейски.

Иудейская религия до эпохи Второго Храма могла быть своеобразной масонской ложей для знати и священников, в которую не посвящали подданных. Только так можно объяснить полное отсутствие упоминаний о ней до эпохи Второго Храма. И возможно, настоящих библейских царей следует поискать среди известных арамейских князей той эпохи, причем даже имена царей могут оказаться другими. Адепты тайных культов часто имеют вторые «духовные» имена. Лишь после возвращения евреев из Вавилонского пленения из тайной доктрины решили сделать национальную идею, для чего переписали историю группы посвященных как историю этноса.

Не исключено, что Эхнатон мог тоже являться адептом этой религии, а не основателем. Хотя религия, возникшая в одной стране, часто процветает в других странах, когда на родине про нее забывают. То же самое произошло с буддизмом и христианством.

В Торе название Эзра Эль переводят как «боровшийся с Богом», богоборец. Для объяснения антирелигиозного самоназвания одного из самых религиозных народов мира придумана притча о том, как на Иакова по дороге в Египет ночью напал Бог во плоти и боролся с ним, но так и не одолел еврейского чудо-богатыря. Современные иудеи придумали более приличное объяснение, дескать, слово «эзра» означает «против» не в смысле сопротивления, а «стоящий напротив» Творца, в качестве Его главной цели. Хотя самое разумное объяснение — забытая связь слова Израиль с религией Эхнатона, запретившей у египтян многобожие. Аналогично, слово «атеист» в Римской Империи поначалу обозначало христиан.