Без рубрики

Как мозг узнает слова?

Как мозг узнает слова?Мы узнаём и различаем слова по зрительному словарю, который формируется в нашем мозгу. К такому выводу пришли учёные из Медицинского центра Университета Джорджтауна (США), доложившие результаты своих исследований на ежегодном съезде Нейробиологического общества в Вашингтоне. Это противоречит популярной гипотезе о том, что звучание слов и их написание воспринимаются мозгом в нераздельном единстве и что при чтении написанного про себя мозг всё равно будет «вспоминать» звучание читаемых знаков.Мы узнаём и различаем слова по зрительному словарю, который формируется в нашем мозгу. К такому выводу пришли учёные из Медицинского центра Университета Джорджтауна (США), доложившие результаты своих исследований на ежегодном съезде Нейробиологического общества в Вашингтоне. Это противоречит популярной гипотезе о том, что звучание слов и их написание воспринимаются мозгом в нераздельном единстве и что при чтении написанного про себя мозг всё равно будет «вспоминать» звучание читаемых знаков.

При чтении и письме звучание слова не играет для мозга никакой роли; звуковая информация используется только при первом знакомстве с текстом, а в дальнейшем мозг руководствуется лишь «беззвучным» зрительным словарём.

Для своего эксперимента учёные пригласили 12 добровольцев, которые должны были читать про себя некий текст, а активность их мозга в это время регистрировалась с помощью фМРТ. Для текста были подобраны слова, которые при одинаковом звучании на письме разнятся (например, «hair» и «hare»). Для сравнения использовались пары слов, которые по-разному и писались, и произносились.

Оказалось, что при чтении одинаково звучащих слов в мозгу активируются разные участки, как если бы эти слова находились на разных страницах внутреннего «словаря».

Как мозг узнает слова?
Активность головного мозга при чтении (иллюстрация Sovereign, ISM).

Если бы распознавание слов зависело от их звучания, то одинаково звучащие слова стимулировали бы один и тот же участок мозга. Полученные же результаты говорят об обратном: мозг формирует свой словарь, опираясь на внешний вид знаков, а не на их звучание.

Авторы считают, что такой способ распознавания слов позволяет многократно увеличить скорость чтения. Когда мы впервые сталкиваемся с каким-то словом, то у нас действительно происходит запись и звуковой, и графической информации. Но потом потребность постоянно вспоминать, как оно звучит, отпадает. Полученные результаты позволят больше узнать о природе разного рода нарушений навыков чтения и письма — к примеру, дислексии. В таких случаях, возможно, мозгу требуется помощь в различении слов и организации его зрительного словаря.

Источник:
Медицинский центр Университета Джорджтауна.
Компьюлента