Без рубрики

Духовность с точки зрения ШИ

Духовность с точки зрения ШИЧто же тогда духовность? Может быть ее нет вообще? А есть только формы духовности – то есть религии? Думая так, я вспомнила, что уже много лет я развиваюсь в поле трансперсональной психологии, дышу холотропным дыханием и ребефингом, штудирую труды Грофа, использую буддийскую медитацию випассана в своей практике, ищу ответ на коаны, стремлюсь найти точные шаги, чтобы пройти дальше, и все это я называю духовный путь. Более того, я использую выражение – духовная практика. И мне понятно, что это такое – это практика, ведущая к расширенным состояниям сознания и к смещению точки сборки человека…

Духовность с точки зрения ШИПару месяцев назад я получила рассылку от журнала Communities с предложением написать статью по теме «Духовность в нашем коммьюнити». В этом письме, также были даны вопросы, ответы на которые на взгляд создателей журнала помогли бы раскрыть тему.

Это письмо стимулировало меня начать размышлять о том, что такое духовность. Думать об этом, я начала с предположения о том, что духовность – это религиозность. Как правило, в мейнстриме именно религиозного человека считают – духовным. В русском языке даже есть существительное, — духовник, что означает священник.

При этом, я уже довольно давно пришла к выводу, что традиционные религии себя исчерпали, и даже попытки их реанимировать, делаемые различными лидерами, например Интегральное Христианство, продвигаемое Кеном Уилбером, не производят на меня убедительного впечатления, а выглядят, скорее как мертворожденные дети.

Действительно, сейчас трудно поверить в то, что Бог сидит на небесах, или что он создал Еву из бедра, и попытки реформировать ту или иную религиозную традицию обычно представляют из себя как правило некое усовершенствование формы ритуала, под наше время, а не настоящее погружение в суть идеи той или иной религии.

Что же тогда духовность?

Может быть ее нет вообще? А есть только формы духовности – то есть религии?

Думая так, я вспомнила, что уже много лет я развиваюсь в поле трансперсональной психологии, дышу холотропным дыханием и ребефингом, штудирую труды Грофа, использую буддийскую медитацию випассана в своей практике, ищу ответ на коаны, стремлюсь найти точные шаги, чтобы пройти дальше, и все это я называю духовный путь.

Более того, я использую выражение – духовная практика.

И мне понятно, что это такое – это практика, ведущая к расширенным состояниям сознания и к смещению точки сборки человека, к смещению доминанты его внимания с простого вопроса выживания к сложным вопросам смысла жизни.
То есть иными словами, духовная практика – это практика, помогающая человеку познавать себя, постигать свои глубины.

Таким образом, косвенно, но я в своих размышлениях пришла к результату, о том, что духовность, и оно же духовное развитие – это развитие, которое можно обозначить, как развитие по вертикали. От земли к небу. От простого к сложному. От формы – к содержанию.

Далее, разобравшись со своей точкой зрения, я решила согласовывать ее с остальными членами нашего коммьюнити (ШИ – Школа Игратехников, Ширам).

Спрашивая друзей о том, как они понимают духовность, я получила такие ответы:

  1. восхождение по шкале потребностей по Маслоу
  2. перенесение внимания на с низших потребностей на высшие
  3. пестование духа в себе
  4. альтруизм
  5. возгонка

Поразбиравшись в сути ответов, я поняла, что они совпали с моим пониманием.
И тогда я решила остальные вопросы прояснять совместно. В дороге из Ширама в Петербург мы размышляли над ответами и вот что получилось:

Итак,
Вот вопросы и наши ответы:

— Каково отношение вашей группы к духовности?

Наша группа иногда называет себя духовным сообществом потому, что мы заняты духовным развитием, то есть развитием качеств, потенциально присущих каждому человеку и доведением этих качеств до совершенного состояния. То есть, если изначально, на наш взгляд, человек являет собой лишь потенциально духовное существо, то в результате духовного развития он становится совершенным духовным существом, когда все потенциально заложенные изначально  качества в него — в значительной степени, в предельной степени развиты.

Под духовностью мы понимаем именно такую – духовную, вертикальную трансформацию, вертикальную в понимании – от Земли к Небу. Между небом и землей, существуем мы, люди, и наш выбор – оставаться ли здесь, идти ли в Землю или устремляться в Небо, в Духовность.

Наша группа устремлена в духовность, в Небо.

— Имеет ли ваша группа единый взгляд на духовную или духовную практику? Является ли духовность объединяющей силой для вас? Или подход каждого члена группы разнообразен и эклектичен?

Да, наша группа имеет общие принципы, например:
скажи Миру «ДА» — принцип принятия Мира, предлагающим людям в каждой конкретной жизненной ситуации искать способ интеграции с Миром.

Также наша группа имеет общую модель развития, и не одну, имеет разработанные критерии продвижения по пути, имеет индивидуальные, парные, групповые системы практик, которые реализуются каждым — в своем индивидуальном темпе, в своей индивидуальной концентрации.

Например, некоторые практики, которые мы сотворили для себя:
Прожиг: остановка мира, создаваемая на базе созерцания открытого огня и одновременной задержки дыхания
Парная практика: одновременное рисование отношений парой людей и дальнейшее понимание нарисованного
Фу-Син: из китайской традиции – практика физического труда с одновременным освобождением от привязанности к результату
Беседа: совместная беседа за приемами пищи на актуальную для участников тему

— Как вы считаете толерантны ли члены вашей группы?

Мы находимся в духовно ориентированной группе, но, тем не менее, иногда мы раздражаемся друг на друга, иногда нет, иногда легко находим взаимопонимание, иногда это занимает какое-то время, переживания. Проходят какие-то процессы, рефлексивные, скандальные, самые разные, но в конечном итоге – мы группа. Все равно группа.

— Есть ли у вашей группы пристрастия за или против определенного типа духовности или религиозности?

Наша группа состоит из людей. Группа сама, отношений или предубеждений не имеет. Предубеждения имеют конкретные люди.
Люди среди нас есть разные и у кого-то наверняка есть или бывают какие-то предубеждения или заблуждения по отношению к другим духовным и недуховным традициям, путям, школам.
Ситуационно возникают отношения с другими людьми, из других традиций и школ, иногда они дружеские, иногда не очень.

Но доминанта, наша концепция, наш путь подразумевает интеграцию со всеми людьми, со всеми духовными и религиозными традициями, которые направлены в сторону духовного развития.
Мы стремимся к интеграции и делаем много для того, чтобы дружить и сотрудничать с разными параллельными школами и традициями.

Более десяти лет мы каждое воскресенье проводим интеллектуальные клубы, на них мы часто приглашаем людей разных традиций и ищем с ними истину.

Духовность с точки зрения ШИДуховность с точки зрения ШИ

Вот примеры тем, которые мы обсуждаем на клубе:

  • Методология самопостижения
  • Игра в Игре “Про Игру”
  • Интеграция и дифференциация как стадии психического развития
  • Эволюция мировоззрений
  • Нью Эйдж – каков следующий шаг?
  • Совершенный человек – кто это?
  • Коаны и квантовая физика

И многие, многие другие….

— Облегчает ли ваша община индивидуальную духовную практику? Или делает ее более сложной?

Тяжело в учении, легко в бою. Поэтому,
да, наша практика, наш путь делает нашу жизнь сложнее, пока мы учимся
но легче, когда мы применяем свой опыт, свои качества на практике.

В результате нашего образа жизни, если человек, находясь в нашем сообществе, интенсивно практикует, развивается духовно, то он переживает в единицу времени больше сложностей, чем тот человек, который просто бытийствует.
Но, в результате преодоления этих сложностей,  развития качеств —
зона комфорта человека в нашем сообществе  достаточно быстро расширяется, на границах этой зоны – остаются сложности, но внутри этой более широкой зоны количество комфорта тоже нарастает. То есть, если изначально человек может хорошо спать только на мягкой кровати, то теперь он может хорошо спать и на мягкой кровати,  и в спальнике,  и на жестком полу, на жаре, на холоде, и в любых климатических условиях очень быстро приспособиться и хорошо спать,
но процесс освоения, развития в себе качества быстрой адаптивности занимает некоторое время и проходит через ряд сложностей.

Например, тот, чтобы стать студентом Школы Игратехников необходимо сдать экзамены. Примеры экзаменов, которые недавно сдавали претенденты в ШИ: прожонглировать 5 шарами одну минуту, научиться связному дыханию для игрыв на диджериду, создать интернет магазин по продаже вихрей, купить трактор и вскопать 2га земли, построить идола, чем в высоту своего энтузиазма.

Но это еще не все, мы выбрали 12 качеств, талантов человека, для того, чтобы структурировать развитие членов нашего коммьюнити.

Некоторые из этих качеств:

  • Интеллект
  • здоровье
  • Инициативность
  • Открытость
  • Доброта 

Конечно же развитие внутренних качеств очень сильно связано с образом жизни человека, поэтому одновременно с развитием качеств, члены нашей общины начинают менять свой образ жизни.
Например, некоторые ищут способ выйти из круга: работа-дом-семья… в со-творение нового образа жизни. Например, один из членов нашего коммьюнити бросила работу врача-педиатора, на которой работала 20 лет, и начала строить свою новую жизнь в Шираме, создавать кроличью ферму, налаживая производство головоломок и поделок, совершенствуясь в стрельбе из лука.

— Считаете ли вы, что жизнь или работа в общине или иной группе людей, сама по себе является духовной практикой?

Мы не считаем, что просто жизнь в общине является духовной практикой. Но, при этом хотелось бы отметить что, мы различаем общины, примерно двух типов:

  • Общины-убежища — в которые люди бегут от сложностей, которые переживают в обычной жизни.
  • И, духовное сообщество, которое устремлено к развитию, это – малочисленная группа общин, и попадая в них, приходя в них, человек, волей – неволей, если он по факту попал в эту общину, оказывается в зоне большей сложности, высокой сложности, по сравнению с обычной социальной, общественной жизнью, и он на каком-то этапе обязательно развивается. Если он, развившись до некоего нормального состояния в этой жизни, перестает осознанно делать усилия, то, он просто живет в общине, но в условиях большей сложности, чем внешняя социальная среда. Это уже может не приводить к его развитию, но поскольку он живет в условиях большей сложности, поэтому назвать это «просто жизнью в общине» не совсем правильно.

— Насколько важны ритуалы для того, чтобы группа объединялась в целое? Какие ритуалы помогают этому? Какие ритуалы особенно важны для вас?

Наша группа не является религиозным сообществом, и поэтому ритуалы не создает, не культивирует, и не использует. Наша группа, а мы ее саморефлексируем, как духовное сообщество, объединяется не ритуалами, а образом жизни, близким образом жизни, и вот этот резонанс между подобными образами жизни, общими ценностями, и обеспечивает поддержание совместности, целостности группы.

— Какие вызовы предъявляет духовность вашей группе?

Вопрос о духовных проблемах или вызовах нам показался интересным и как-то странно сформулированным. С одной стороны нам кажется что, весь этот мир является вызовом для человека. И особенно все, что порождает переживания, аффекты — есть манифестация проблем для данного человека, у которого возникли аффективные реакции. И аффект является признаком того, что эта задача для него сложна и таким образом — учебна. Приблизительно так мы и стремимся в нашем сообществе относиться к встречаемым проблемам, сложностям в этом мире, ко всему, но у каждого свой уровень, свой этап духовного развития и в силу своего этапа он и встречает вызовы мира.

— Есть ли в вашей группе объединяющая духовная миссия, есть ли у вас лидер или учитель? Каковы властные отношения в вашей группе: иерархические, эгалитарные, или что-то между? Как эти отношения отражают ваш духовный путь?

ШИВ нашей группе есть духовный лидер, который исповедует и транслирует нам холистическую парадигму, холистическое видение, холистический подход к миру и к духовному развитию в нем. А это, соответственно, обуславливает то, что в нашей группе можно увидеть любой тип взаимоотношений: и иерархический, и сетевой, и неиерархический, и авторитарный, и не авторитарный, любой, без исключения, но никакой конкретной структуры, пока вроде бы не внедряется хотя проявляется — то та, то ся, то эта, но жестко не закреплена ни одна структура групповой иерархии.

Относительно духовной миссии. Наша группа — это объединение, сообщество людей, которые озабочены собственным, личным, персональным просветлением, которое, на наш взгляд, невозможно без помощи в этом вопросе на этом пути другим людям, т. е. учись уча. Хочешь достичь вершин помогай достигать вершин другим и именно это и склеивает нашу группу объединяет нашу группу в группу. Мы проводим различные тренинги, семинары, программы помощи другим людям, затеваем ситуации развивающие, в которых, прежде всего, стремимся развиваться сами, но не гнушаемся и помощью другим людям. Таким образом, наша миссия, это  -развивайся, и помогай другим развиваться.

— Являетесь ли вы частью традиционной или религиозной группы?

Наша группа относит себя к новой волне духовных искателей. Возможно, нас можно отнести к одной из авангардных групп Нью Эйдж, холистического движения. Отсюда и наша картина мира, которая подразумевает  полиморфизм, высокую толерантность, многовекторность возможностей продвижения духовного, т.е. каждый может решить задачу продвижения бесконечным числом способов и форм, отсюда большинству из нас кажется, что традиционные религиозные подходы сковывают, и верующих среди нашей группы в какую то конфессиональную религию, активно верующих, к сожалению, пока не обнаружено.

При этом наше духовное сообщество сталкивается, чаще всего, с непониманием и неприятием того образа жизни, той идеологии, которой мы следуем со стороны окружающей среды. Так как, окружающая среда в своей массе достаточно инертно  пребывает в православной традиции, и некая инородность нашего образа жизни, нашей идеологии чувствуется этой средой, и отторгается, вытесняется под разными предлогами.  Типа – «вы секта», «вы извращенцы», «вы другие, не такие как мы, уходите», «вы распространяете заразу вседозволенности». И если в каких-то случаях предъявлять свою свободу – начать жить, как хочется в данной ситуации, — нас сразу начинают обвинять в неуважении устоявшихся форм, стереотипов и т.д. Хотя многие из  этих форм на самом деле устарели и относятся к XVII-XVIII векам эволюции человечества.  И если поговорить с разумным человеком любой конфессии, в том числе православной, в частном порядке, большинство из этих людей признают, что, да, действительно,  косность присутствует в традиции, в ней, много всего устаревшего, но на поведение и отношен
4000
ие большинства это не влияет.

И на последок, мне хотелось бы отметить также, что наш подход к духовности, называемый нами – Игратехника, уникален тем, что мы используем множество форм, для развития качеств человека. И что все формы мы считаем второстепенными относительно задачи развития качеств.

Как примеры наших актуальных проектов-форм:
Производство, коллекционирование и продажа головоломок – www.golovolom.ru
Cтроительство Общины-Экопоселения-Города Солнца – www.shiram.daism.ru
Сотрудничество с сообществом EnlightenNext (Andrew Cohen и К) – www.prosvetlenie.daism.ru
Сотрудничество с Мультидисциплинарной Ассоциацией Психоделических Исследований  www.prosvetlenie.daism.ru/zhurnal/maps
Издание и фасилитация Трансформационной Игры из Финдхорна – www.transform-game.ru

И многое, многое другое…

Авторы:
Татьяна Гинзбург и ШИ