Без рубрики

Интегральная трансформация. Часть 2

Интегральная трансформация. Часть 2Интегральное видение, как я его разрабатывал, основывается – и я пытаюсь донести это до читателя в каждой своей книге – на практике. Это не чистая теория. Оно основывается на том, что вы идете и практикуете. У нас разработана Практика интегральной жизни, которая предполагает, что вы практикуете определенным образом с интегрального уровня и при этом открываетесь интегральной и следующим стадиям развития.Интегральная трансформация. Часть 2Тами Саймон (Tami Simon) беседует с Кеном Уилбером (Ken Wilber) в рамках проекта Sounds True
Вторая часть из двух.

Тема беседы:
работа с тенью, важность медитации и других практик, поддерживающих нас на пути подлинной трансформации.

Тами Саймон:Вы слушаете передачу «Озарения на передовой» («Insights at the Edge»). Сегодня наша вторая беседа из двух с Кеном Уилбером. Кен – один из самых значительных и читаемых американских философов нашего времени. Он является основателем Интегрального института, опубликовал более 25 книг, включая такие, как «Краткая история всего», The simple Feeling of Being, а также аудио-курсы «Космическое сознание» и «1-2-3 Бога». Мы поговорим о работе с тенью, важности медитации и других практик, поддерживающих нас на пути подлинной трансформации.

Кен, в прошлый раз мы поговорили о трансформации, и уровни развития сознания о которых мы говорили – это были уровни мировоззрения, уровни мышления. Знаешь, я когда разговариваю с некоторыми людьми о твоих работах, они мне говорят: «Ну, видишь ли, Тами, я хочу изменить всего себя, а не только свое мышление, не только свой ум. Кен предлагает слишком ментальную карту. Если я начну изучать интегральное видение, я изменюсь на самом деле, или мы будем говорить об этом?»

Кен Уилбер: Да, точно. Ну, Интегральное видение, как я его разрабатывал, основывается – и я пытаюсь донести это до читателя в каждой своей книге – на практике. Это не чистая теория. Оно основывается на том, что вы идете и практикуете. У нас разработана Практика интегральной жизни – подробнее о ней вы можете узнать на MyILP.com, — которая предполагает, что вы практикуете определенным образом с интегрального уровня и при этом открываетесь интегральной и следующим стадиям развития. Думаю, это одно из обычных заблуждений, потому что мои книги очень наукообразны. Я посчитал правильным писать их научным языком, но я вижу, что их все еще можно понять. Думаю, причина, по которой они все еще переиздаются и продаются, это то, что они легко читаются. Но они сложные, да. И хотя они охватывают все сферы опыта, одна из главных мыслей моих книг это: «Не надо думать об этом. Встань и иди практикуй. Вот тебе наши практики».

Так что реплики типа: «А, да он весь такой когнитивный, все эти интеллектуальные выверты…», отпускают люди, плохо знакомые с моими работами. И это просто неправда! Поэтому все, что я могу по этому поводу сказать: да, я на самом деле пишу научные работы, но и в их упрощенных вариантах, и в работах самих по себе очень ясно написано, что интеллектуальное понимание данного материала весьма вторично по отношению к практике. Это как чечетка – вы можете написать научный труд о чечетке, а можете учить танцевать чечетку. Я бы порекомендовал сочетание этих элементов. Но дело в том, что я написал книги по истории чечетки, рациональный анализ чечетки, эстетическое обсуждение чечетки и так далее. Да, именно так, но красной нитью всех моих книг было: «А теперь идите и учитесь танцевать! И вот как это можно сделать».

Это важное определение, и я думаю, что читатели, хорошо знакомые с моими книгами, это подтвердят.

Тами Саймон: Одна из практик, предлагаемых ПИЖ – это практика работы с тенью. Мне это особенно интересно, потому что – не важно по какой причине, — я всегда вижу тени окружающих людей, и со своей собственной тоже, конечно же, работаю. Итак, вопрос: объясни, пожалуйста, что это за практика работы с тенью в ПИЖ и расскажи, как ты работаешь со своей тенью.

Кен Уилбер: Конечно. Тень – это просто общее название бессознательных аспектов вашего «я». Это не просто что-то, что там находится само по себе. Это то, что туда помещено. Это те аспекты «я», от которых мы отказались. Это слишком пугающие, или угрожающие части нашей личности; а иногда настолько позитивные или даже прекрасные, что мы просто не можем принять их как часть нас самих. Итак, я отправляю их в бессознательное, и это значит, что они больше не принадлежат к первому лицу – т.е., к тому, о чем я говорю «я» или «мое». Я отправляю их во второе лицо – т.е., «ты» и «твое», а потом и вовсе в третье лицо – «он», «она», «они», «их». «Это принадлежим им, а не мне». Это качество становится «чьим-то», принадлежит кому-то третьему, становится чем-то не моим, принадлежит внешнему миру. Часть «меня» стала «ими». Например: «Беспокойство: оно сильнее меня!», «Переедание: оно мощнее, чем я!», «Страх: я не могу его контролировать!» — и так все, что на самом деле принадлежит «мне», теперь воспринимается как третье лицо, теневое «оно».

Интересно, что Фрейд никогда не называл Эго и Ид этими терминами, «Эго» и «Ид». Он всегда писал «Я» и «оно». Его идея состояла в том, что определенный компонент «я» отделяется и начинает восприниматься как «оно». Фрейд проявил очень мощную феноменологическую интуицию. Он очень, очень хорошо понял, что происходит в психике. Тут есть определенная ошибка перевода. Ответ на вопрос: «Так в чем же состоит конечная цель психоанализа?» обычно переводится как: «Там, где было Ид, должно появиться Эго», тогда как на самом деле он говорил: «Там, где было «оно», должно быть «Я»».

Поэтому процесс работы с тенью – это процесс обратного присвоения себе этих бессознательных частей личности, вне зависимости от того, негативны ли они: гнев, агрессия, секс, власть… От таких частей часто отказываются, выталкивают их за границы личности и превращают во внешнее «оно», проявляющееся в мире. …или позитивны: люди часто гораздо более прекрасны, заботливы и любящи, чем они готовы признать, так что они выталкивают за границы сознательного «я» эти качества и потом устраивают некое поклонение внешним героям. Они отправляют в тень объятья, тогда как в случае негативных проекций вы отправляете в тень драки, и ищите демонов во внешнем мире. Тогда вы реагируете на этих демонов во внешнем мире очень бурно.

Итак, то что вы бурно реагируете на слишком контролирующего человека вовне, то что он вам не нравится, с большой вероятностью показывает проекции ваших собственных качеств. Это не означает, что этот человек на самом деле не слишком контролирующий. Просто почему вы реагируете, когда всем вокруг все равно? Ответ: потому что вы проецируете некоторые контролирующие аспекты вашей личности на этого человека. Именно потому, что этот человек контролирующий, вы легко цепляетесь своими качествами к нему. И потом вместо одного контролирующего человека вовне вы видите двоих. Вы видите реального контролирующего человека, и вы видите свою контролирующую тень, спроецированную на этого человека; вот почему вы реагируете столь бурно. Вот вам одна подсказка к теневому материалу: это то, на что вы слишком резко реагируете, и кроме того, это может проявляться в ваших снах, или в повседневной жизни.

Существует множество способов работы с теневым материалом – обычный психоанализ, юнгианская терапия, гештальт-терапия также очень мощный и быстрый способ работы с тенью – но что касается духовных практик, то мы хотим включить в них какой-то тип работы с тенью, потому что в самой по себе духовной практике не всегда возможно получить доступ к тени. В духовной практике мы можем получить доступ к трансперсональному бессознательному, к духовному бессознательному, пробудиться к ним, но совсем не обязательно мы получим доступ к отрицаемому и подавленному материалу. Для этого необходима сама по себе работа с тенью.

Один из простых вариантов работы с тенью в ПИЖ это практика «Три, два, один». Это третье лицо, второе лицо и первое лицо. Мы просто обращаем порядок, в котором происходила проекция. Помните, что сначала теневой материал был частью вашего «я» и воспринимался от первого лица. Затем вы оттолкнули его ко второму лицу, а потом — к третьему, так что теперь «Это не мое. Я знаю, что кто-то злится, но раз я-то не злюсь, то это, должно быть, тот парень злится. Вот он-то постоянно злобный такой ходит!». Таким образом, вы реагируете на что-то «снаружи», а на самом деле в другом человеке вы видите себя.

В нашей практике работы с тенью «Три, два, один» — вы можете делать ее в любое время, но мы рекомендуем утром, как только вы проснулись – вы ищете образ сна, к примеру, который особенно привлек ваше внимание. Он может быть пугающим, кошмарным, или невероятно позитивным – каким бы он ни был, он должен быть очень эмоциональным. Затем вы должны его выявить – это может быть, к примеру, чудовище; чудовище, которое хочет вас сожрать – итак, вы определяете чудовище, это и будет ваше «оно». Ну, вот, вы его определили, а потом сажаете в кресло напротив и разговариваете с ним. Итак, вы его из третьей позиции перевели во вторую, оно стало «ты»: «Что ты здесь делаешь? Чего ты от меня хочешь?». Послушайте, что оно вам скажет. Восстановите связь с этой негативной тенью, с этим кошмарным образом, и затем, когда вы с ним немного поговорите, сядьте на его место, станьте этим чудовищем, идентифицируйтесь с ним. Так оно стало вами. Вы вернули его себе.

Скорее всего, вы обнаружите, что это чудовище, которое вас так напугало, — это на самом деле определенный вид агрессии, с которой вы не в контакте, что агрессия сама по себе не является негативной. Словарное определение агрессии – это «движение к». Это сильно отличается от жестокости, которая определяется как «движение против». Но многие люди не принимают агрессию, потому что она связана с гневом, она связана с жестокостью, поэтому они проецируют ее, отказываются от нее. И вот она проявляется в виде всех этих злобных чудовищ, жаждущих их крови. Восстанавливая связь с этой энергией, вы переводите ее в более позитивные формы и можете с ней подружиться. Вы перестаете населять мир злобными чудовищами, и начинаете замечать собственный интерес и желание войти в мир агрессивно, энергично, с позитивным настроем.

Вы также можете делать эту практику вечером, припомнив, кто вас расстроил или, наоборот, показался очень привлекательным в течение дня. Сначала определите этих людей как третье лицо, потом встретьтесь с ними лицом к лицу, усадите в кресло перед вами как второе лицо, поговорите с ними, потом станьте ими.

Этот процесс идет в обратном направлении по отношению к тому, как тень была создана, и вы возвращаете себе свои теневые части. Это очень важная часть не только ежедневной психической гигиены, но и очень важная часть духовной практики. Потому что каждый раз, когда вы отщепляете определенную часть себя, вы, в некотором смысле, отщепляете часть своей энергии из сознания и теряете к ней доступ, помещаете ее в подвал. Представим, что вы родились со 100 частями сознания, со 100 долларами в банке. Когда вам было три, вы отделили 5 частей – спроецировали их – и теперь у вас только 95 долларов в банке. Ну, может быть, когда вам было девять или десять, вы еще 10 баксов отделили. Теперь у вас уже 85 долларов. Каждый раз при этом вы ослабляете свою способность к росту и развитию, поскольку вы теряете силу, вы теряете осознанность, вы замутняете сознание. И, возможно, для просветления, к примеру, вам нужно 80 долларов, а вы уже 25 долларов спроецировали, так что у вас ничего не получится с просветлением. Вы слишком много энергии потратили на проекции вашей тени, на проекции тех аспектов вашего «я», которые вы не можете признать и включить в свое сознание. А когда вы это сделаете, вы вернете свои деньги, вы преобразуете свои теневые качества в более позитивные и благотворные формы и таким образом сможете продолжить свой рост и развитие более эффективно и более мощно.

Итак, процесс «Три, два, один» — это простой способ быстро прикоснуться к множеству теневых элементов. Он не охватывает всех аспектов работы с тенью, но большинство охватывает, и ему легко научиться. За подробностями обращайтесь на MyILP.com или к «Практике интегральной жизни». Что касается меня самого, то я, на самом деле, за тридцать лет своей писательской работы и изучения этих тем попробовал невероятное количество различных видов терапии – и традиционный анализ, и транзактный анализ, и гештальт-терапию, и юнгианский анализ, и нарративную терапию, и так далее – и мне все равно кажется, что наш простой процесс «Три, два, один» наиболее легкий и эффективный способ прикоснуться к своему эмоциональному центру, и в особенности к тем его аспектам, о которых вы ничего знать не хотите, от которых вы отказались, потому что эти отброшенные теневые элементы проявляются в мире вокруг вас. Вы на самом деле очень легко можете их обнаружить.

Это вещи, которые вас больше всего достают, и вещи, которые вам больше всего нравятся. Все это – теневые аспекты. Помните, это не означает, что их нет в реальном мире. Это означает, что когда вы проецируете вашу тень на них, то их становится вдвое больше, вот что вас так расстраивает, беспокоит и вводит в депрессию. Поэтому я просто продолжаю работать с процессом «Три, два, один» и нахожу его бесконечно полезным и крайне эффективным. По счастью, он прекрасно сочетается с медитативными техниками, в том смысле, что в конечном итоге вы расширяете свое сознание от плотного состояния к тонкому, к причинному и к окончательно единому и недвойственному состоянию сознания, и это окончательное недвойственное, единое состояние, на самом деле, и есть ощущение единства со всем, что возникает, от момента к моменту, и ощущение связи с вашим собственным вечным «я», вашим поистине безвременным, безграничным, бесконечным основанием.

Это ощущение невероятного присутствия, единства и сияния – того, что суфии называют «высшее я», идентификация со своей душой и божественной природой. Эта идентичность, это единство со всем сущим, прекрасно работает в процессе работы с тенью «Три, два, один», поскольку в работе с тенью вы работаете с конечным «я», и становитесь тем, что когда-то отделилось от вашего конечного «я». На самом деле, в этом процессе вы ощущаете, что становитесь вновь единым с тем, что когда-то отделили от себя. Вы укрепляете свою идентичность и укрепляете осознанность, и это только с конечным «я». Вы укрепляете конечное «я», возвращая себе свои проекции. А затем, в медитации, вы берете свое конечное «я», во всей его полноте, и объединяете его со всем сущим.

Здесь объединяется процесс из двух частей. «Три, два, один» помогает вам объединиться с конечной реальностью, а медитация – с бесконечной. Они прекрасно дополняют друг друга. Если во время сидячей медитации вы будете наблюдать, как что-то всплывает в вашем уме, вы можете сделать процесс «Три, два, один», а потом медитировать: разотождествиться с этим, отпустить, высвободить, превзойти и в общем отбросить ум-тело. Но затем, когда вы вернетесь в индивидуальное ум-тело, вы захотите, чтобы оно было максимально здоровым, а это означает поддерживать свою тень в чистоте. Итак, это и психическая гигиена на каждый день, и духовная работа.

Тами Саймон: И возвращаясь к идее о продвижении по уровням развития: можешь объяснить, как именно практики вроде работы с тенью и медитации продвинут практикующего на более высокие уровни развития?

Кен Уилбер: Да. Здесь мне необходимо кратко рассказать о двух основных видах развития. Мы уже обсудили развитие структур сознания, а существует еще развитие состояний сознания. Структуры – это то, что придает сознанию структуру, форму, мотивацию, ценности, формирует мировоззрение; все эти архаические, мифические, магические, рациональные, плюралистические, интегральные и так далее. Но на любой из этих структур, или уровней развития сознания, нам доступны четыре или пять основных состояний сознания. В традициях медитации эти состояния в их естественных формах называются бодрствующее состояние, состояние сна со сновидениями, состояние сна без сновидений, потом турия, состояние чистого свидетельствования, внекачественное состояние сознавания; и туриятита, или состояние единства, единения, где пустота и форма, субъект и объект становятся едиными. Итак, медитация обладает способностью ускорять развитие по обеим этим шкалам.

Традиционно обучающие медитации тексты, описывают работу с плотным бодрствующим состоянием, тонким сновидческим, причинным, внеформенным, а затем с состояниями турия и туриятита. Если вы посмотрите на стадии медитации в учебниках по медитации
8000
во всех мировых традициях, вы найдете все эти основные стадии. Они не говорят о магическом, мифическом, рациональном и плюралистическом. На самом деле, при помощи интроспекции эти стадии выявить сложно – они были выявлены в результате исследований развития на материале опросов большого количества людей на длительных временных промеждутках – но медитативные состояния вы можете наблюдать самостоятельно.

Вы можете обратить взгляд внутрь себя и увидеть серию плотных, материальных образов, или тонких, светящихся сновидческих образов сияния, благодати, удивления и энергии, и затем абсолютно темную ночь, полную остановку, внеформенное единство с чистым внеформенным духом. А затем из этой пустоты и сознавания всех трех состояний возникает дух сам по себе; это состояние называется турия, или «четвертое состояние», или «свидетель», который присутствует в вас и во мне, прямо сейчас и в буквальном смысле свидетельствует все, что проявляется. Это вечно сущее подлинное «я». Относительное «я» — это такое «я», которое мы можем осознать как объект.

Т.е., если тебя спросить: «Кто ты, Тами?», — ты ответишь: «Я – практик, я – предприниматель, я – то, я – это…» — это будут относительные объекты, которые ты можешь видеть глазами своего разума. Это не подлинное «я». Подлинное «я» — это то, что свидетельствует. Это то, что сознает объектные «я» и конечное «я» и все объекты, возникающие в мире. Это подлинное «я», или чистое «я» — совершенно внекачественно, пустотно, чисто, прозрачно, открыто, бесконечно, его нельзя описать, включая и то, что написано выше. Традиционно просветлением называется именно тот момент, когда вы обнаруживаете такое подлинное «я», поскольку это означает, что вы больше не идентифицируетесь с маленьким, конечным «я», даже с маленьким, конечным интегральным «я» — ведь даже интегральное «я» по-прежнему конечно. Но вы становитесь тем, кто осознает свое конечное «я», поэтому если вы хорошо понимаете, кто вы есть на самом деле прямо сейчас, все видимые ответы на вопрос: «Кто ты?» совершенно точно не верны.

Это именно ложное «я», поскольку подлинное «я», которое свидетельствует, — это чистое, спокойное, неколебимое присутствие и сознавание, свободное от объектов, свободное от субъектов, вечно сущее, открытое, прозрачное, в котором все возникает момент за моментом. Так что вы можете выглянуть наружу и увидеть облака, пробегающие по небу вашего сознания, вы можете видеть чувства, пробегающие по небу вашего сознания, вы можете видеть мысли, пробегающие по небу вашего сознания, но ваше подлинное «я» — и есть это небо, на котором все возникает от момента к моменту, и которое ни с чем из этого не отождествляется, но является основой для всего этого.

Итак, медитация – возвращаясь к твоему вопросу – ускоряет развитие по обеим шкалам. У нас есть эмпирические доказательства того, что медитация ускоряет развитие структур сознания, и в первую очередь она ускоряет развитие состояний сознания. Самое простое описание этого процесса сделал Роберт Киган, один из величайших ученых-девелопменталистов из Гарварда. Он определил это так: субъект одной стадии становится объектом следующей. Это означает, что если мы посмотрим на структуры «я», к примеру, то ваше конечное «я» сначала отождествляется с архаическим умом, это будет его субъектом. В современном мире вы субъективно отождествляетесь с архаическим умом, скажем, примерно, от года до трех, а затем следующий ум, магический, начинает возникать, и вы разотождествляетесь с архаическим умом и отождествляетесь с магическим умом. Архаический ум становится объектом. Он становится чем-то, что вы можете увидеть магическим умом.

Субъект этого уровня видит предыдущий уровень как объект. В современном мире человек идентифицируется с магическим умом примерно до пяти или шести лет, а потом возникает мифический ум. И пока вы отождествлены с магической структурой сознания, вы не можете ее увидеть, поскольку это то, чем вы являетесь. Вы смотрите на мир сквозь призму магической структуры, и поэтому саму эту структуру вы увидеть не можете. Это то, при помощи чего вы смотрите на мир, до тех пор, пока не возникла мифическая структура, и ваше «я» разотождествляется с магической структурой – которая теперь становится объектом – и отождествляется с мифической структурой, которая становится новым субъектом. Теперь «я» уже не может различить мифическую структуру, но видит архаическую структуру и магическую. В каждом из этих случаев субъект одного уровня становился объектом для субъекта следующего уровня.

И, похоже, это основной принцип как развития структур сознания – перехода от архаической структуры к магической, потом к мифической, рациональной, плюралистической, интегральной – так и медитации. Медитация работает для обеих шкал потому что – в общем и случайно – было выявлено, что только медитация продвигает взрослых людей вертикально по структурам сознания. Мы можем к этому вернуться, если хотите, позже, но, фактически, трансформация через эти структуры довольно быстро происходит, когда ребенок растет и становится взрослым, когда люди в обычном режиме проходят эти годы три, четыре или даже пять трансформаций.

Они переходят из архаического мировоззрения к магическому, потом к мифическому и рациональному; где-то на этом этапе – или иногда на плюралистической стадии – изменения постепенно замедляются и сводятся на нет, люди становятся взрослыми. А затем, если вы занимаетесь хатха-йогой, или проходите курс психоанализа, или гештальт-терапии, или еще какие-то опробованные методы применяете, вы не трансформируетесь. Вы не продвинетесь вверх по шкале развития уровней сознания. Все эти практики помогут вам проживать ваш текущий уровень в более здоровом ключе. Но трансформироваться они вам не помогут. Единственная практика, которая доказано способствует трансформации взрослых индивидов, это медитация. Человек, медитирующий ежедневно примерно четыре года, может продвинуться на 2 стадии развития. Это замечательно. Это само по себе по-настоящему замечательное открытие.

Медитация способствует трансформации потому, что она основана на интроспекции. Медитация помогает вам заглянуть внутрь себя, и вы смотрите на текущий субъект вашего сознания и таким образом он становится объектом. Каждый раз, когда вы сознаете ваше «я», каждый раз, когда вы даете ему осознание, вы делаете его объектом, и таким образом можете превзойти его и перейти к следующей, более высокой структуре или стадии, и начать воспринимать мир с новой точки зрения. Итак, вы начинаете, полностью отождествившись с бодрствующим, плотным состоянием сознания. Когда вы его созерцаете, субъект становится объектом следующей, более высокой стадии, стадии тонкого состояния сознания, и теперь вы субъективно отождествлены с тонким и разотождествляетесь с объективной, плотной реальностью, теперь вы отождествлены с тонкой реальностью, и затем наблюдаете ее. Вы снова делаете ее из субъекта объектом.

Вы ее объективно наблюдаете. Вы осознаете ее. Вы уделяете ей внимание. Вы уделяете ей свое сознание. Она становится объектом, и ее место заменяет субъект более высокого уровня. Так продолжается до тех пор, пока вы не достигаете уровня чистой субъективности, чистого сознавания, которое уже не может стать объектом. Вы объективировали все возможные субъекты, вы превзошли все возможные конечные «я», и все, что у вас осталось, это чистое свидетельствование, чистое, бесконечное подлинное «я». Теперь, конечно же, у вас останется ваше конвенциональное «я», и если кто-то назовет вас «Тами», то вы обернетесь и ответите, и тому подобное, но вы будете ощущать свою основную идентификация не с умом-телом, не с каким-то материальным занятием вашего конечного «я», но с чистым центром сознания, сознающим это конечное «я».

И в интегральном подходе мы пытаемся учитывать как растущие структуры сознания, так и развивающиеся состояния сознания. Вот почему помогает работа с тенью – это еще один способ сделать субъект объектом. Это способ посмотреть внутрь себя, почувствовать и осознать присутствие субъекта, вашего текущего «я», будь то архаическое, магическое, мифическое, рациональное, плюралистическое или интегральное «я» по своей структуре; или будь то плотное «я», тонкое «я», причинное «я» состояний. Это еще один вариант интроспекции. В обоих случаях субъект становится объектом и таким образом превосходится. И очень важно то, как это делает работа с тенью – особенно с конечным «я». Важно осознавать конечное «я», и осознавать его здоровым образом. Это помогает вам отпустить, отбросить его, и затем перейти к следующей более высокой структуре, трансформироваться – т.е., в буквальном смысле изменить уровень сознания, продвинуться вверх по шкале роста и развития.

Тами Саймон: Давай я повторю, чтобы удостовериться, что я все правильно поняла. Всем известно, что учителя медитации постоянно говорят: «Просто медитируй. Этого достаточно». А ты утверждаешь, что медитация не поможет обнаружить эти бессознательные части личности. Нужна еще работа с тенью. Почему?

Кен Уилбер: Да, верно. Ну, очевидно, что большая часть тени отвергается при помощи очень мощных психодинамического подавления и других типов защитных механизмов, бессознательных самих по себе. Вы не можете их разглядеть, т.е., это защитные механизмы, которые и сами тоже спрятаны, и они обычно очень сильны. Они очень мощные. Простая интроспекция, взгляд внутрь и размышление недостаточны для того, чтобы преодолеть эти барьеры подавления. Я знаю, специалисты этой области в целом, а в особенности специалисты в области трансперсональной психологии, которые много изучали все эти вещи, в момент зарождения этого направления психологии, примерно тридцать лет назад, на самом деле думали, что медитация способна на все.

Медитация считалась королевской дорогой не только к сверхсознательному, но и к подсознательному; считалось, что она ослабит барьеры подавления и позволит теневому материалу всплыть на поверхность. Медитация считалась панацеей. Но время шло, и мы начали пересматривать теорию: становилось все более маловероятным, что медитация поможет способна дать такие результаты. Кроме того мы наблюдали – ты понимаешь, об этом можно говорить только с чувством глубокого стыда, если говорить с личной точки зрения – несколько десятилетий мы наблюдали учителей медитации, которые медитировали все время, а их тени оставались все такими же огромными, а в некоторых случаях даже становились еще больше! Очевидно, что-то было не так, и мы путем проб и ошибок поняли только одно. Кто не знает величайших учителей медитации, чьи тени следуют за ними по пятам и постоянно вовлекают их в неприятности? Так что на своих ошибках мы поняли, что необходима некая психологическая интегральная практика, которая учитывает тело, ум, дух и тень. Это просто слишком важно, и большой опыт, как теоретический, так и, в особенности, личный, показал, что медитация не может работать с теневыми аспектами.

Тами Саймон: Теперь давай вернемся к тому, что медитация считается единственным доказавшим свою эффективность инструментом продвижения через уровни. Есть ли еще какие-то техники, которые могли бы сделать то же самое? Пусть их эффективность, может быть, еще не доказана, но в перспективе они могли бы?

Кен Уилбер: Да, это хороший вопрос – мы ведь много разных практик исследуем. К настоящему моменту было проведено множество исследований, нельзя сказать, что они исчерпывающи, так что есть какие-то еще практики, которые могли бы помочь в трансформации. Прямо сейчас, повторюсь, медитация – единственная практика, по которой у нас собран богатый эмпирический материал. Например, наши данные показывают, что если среди студентов колледжа на уровне развития второго порядка, или на интегральной стадии, находятся 10 – 15 % общей численности, то после четырех лет медитации это уже 30 – 40 %. Так что это на самом деле очень мощная трансформационная техника.

Насколько я понимаю, другими техниками могут быть различные виды психотерапии, если они практикуются постоянно, и интроспекция. Одна из причин успешности медитации – ежедневная практика. Большинство форм психотерапии практикуют встречи раз в неделю. Так что одним из условий здесь будет практика в течение 30 – 40 минут один или два раза в день. Это условие применимо ко многим техникам, и это одно из основных условий. Большинство форм психотерапии, большинство форм всех остальных практик просто не работают, потому что не практикуются с такой частотой, так что не достигается необходимое давление в сторону трансформации.

Тами Саймон: А я вот думаю о чем-то вроде писательской практики ежедневной – и когда потом практикующий разотождествляется с собой как с писателем, перечитывает и обдумывает то, что он написал, смотрит на написанное как на объект – может ли такая практика сработать?

Кен Уилбер: Почему нет? Напомню – это исследования среднего результата. Исследования показали, что другие практики, кроме медитации, продвигали людей в среднем на 0,25 структуры, но это не означает, что они не могут быть трансформационными. Это просто означает, что для подавляющего большинства – не становятся. Любая практика может быть трансформационной, и становится трансформационной, помогает людям трансформироваться; для некоторых людей это может быть, например, бег – ежедневный бег на природе. Для других, конечно же, это может быть писательство. Для третьих – ведение дневника, а еще для кого-то – воспитание адекватных детей.

Трансформация происходит. Просто, как я уже сказал, это оказалось немного сложнее, чем мы думали, и, широко говоря, требует немного больше усилий, чем мы считали, когда на протяжении последних десяти, двадцати, тридцати лет видели объявления о двухдневных семинарах типа «полностью трансформирующий опыт во всех реальностях». Кажется, за выходные не успеть. Возможно, вы приобретете опыт пикового переживания. Но постоянный, трансформирующий, устойчивый опыт? Скорее всего – нет. Так что мы просто стали немного более разумными, немного более реалистично смотрим и на то, что такое трансформация – что на самом деле это изменение структур или состояний сознания – и на то, что это требует определенных усилий. С уверенностью можно сказать, что трансформация возможна, и формы, которые предлагает интегральная трансформирующая практика, включая ПИЖ, — это формы, которые с большей вероятностью будут ей способствовать. Но для людей, которые стремятся к трансформации, это может быть что-то совсем простое, как, например, творческое письмо.

Тами Саймон: Ну и напоследок, Кен, ты сказал, что сегодня такой день, когда тебе кажется, при взгляде на прогресс интегрального движения в последнее время, что «это займет гораздо больше времени, чем я надеялся», «мы еле тащимся». Тебя сейчас слушают разные люди, и у тебя есть возможность обратиться к ним напрямую. Что бы ты сказал вдохновляющего нашим слушателям? Так чтобы мы поменяли тебе настроение, прямо сейчас.

Кен Уилбер: Ну, думаю, наших слушателей вдохновит взгляд вглубь и попытка найти самое широкое, глубокое, и всеохватное присутствие, сознание, какое вы только сможете. Конечно, мы были бы рады, если бы вы присоединились к нам на IntegralLife.com и подумали, как вы можете применить это сознание к вашему собственному существованию, к миру вокруг вас, поскольку мы на самом деле находимся во многих смыслах в поворотной точке истории.

Это как позитивные смыслы – в конце концов, мы присутствуем при зарождении по-настоящему интегральной трансформации, это небывалая вещь в нашей истории, и последствия этого небывалые. И в то же время проблемы, которые перед нами стоят – тоже впервые в истории – это глобальные проблемы. Они затрагивают не ту или иную нацию, как было всегда в истории, но эти проблемы оказывают свое влияние на каждую страну, на каждое человеческое существо на нашей планете, и для их решения требуется космоцентрическое, интегральное сознание. Я призываю всех взглянуть внутрь себя и поискать это широкое, открытое и глубокое пространство возникающего интегрального сознания, а затем начать его практиковать, начать применять его в жизни, поискать группы в интернете, и в общем смысле присоединиться к этому мировому движению.

Тами Саймон: Спасибо, Кен. Знаешь, пока мы тут разговаривали, я вспоминала нашу первую встречу – пятнадцать, или двадцать лет назад?

Кен Уилбер: Да.

Тами Саймон: Я поднялась в твой дом у подножья гор, и проговорила с тобой около семи часов, и все задавала и задавала вопросы. А потом сказала: «Я за эти семь часов узнала больше, чем за предыдущие семь лет жизни». В то время так и было. Тогда это было невероятно просветляющим, и так и остается каждый раз, когда я с тобой беседую. Ты – поистине уникальная драгоценность нашего космоса, так что спасибо тебе. Спасибо, что поделился своим временем и вниманием.

Кен Уилбер: С радостью, Тами. Как всегда, я тебя люблю, и я прекрасно провел время, так что обращайся.

Тами Саймон: Хорошо. Спасибо, Кен.

Тами Саймон (Tami Simon) беседует с Кеном Уилбером (Ken Wilber), mp3, english:

Источник:
http://integralportal.ru/docs/DOC-1759