Без рубрики

Сакральный смысл русских сказок

Сакральный смысл русских сказокТот факт, что в психике человека существуют деструктивные, тёмные, злонамеренные, активно действующие энергоинформационные структуры – с одной стороны является неоспоримым, а с другой загадочным и непонятным для современной гуманистической психологии. Поскольку более-менее адекватный научный язык для описания этих структур сформировался только недавно, в прошлом для описания подобных реалий и стратегий индивидуального поведения по отношению к ним использовались мифологический и сказочный языки.Сакральный смысл русских сказокТот факт, что в психике человека существуют деструктивные, тёмные, злонамеренные, активно действующие энергоинформационные структуры – с одной стороны является неоспоримым, а с другой загадочным и непонятным для современной гуманистической психологии. Поскольку более-менее адекватный научный язык для описания этих структур сформировался только недавно, в прошлом для описания подобных реалий и стратегий индивидуального поведения по отношению к ним использовались мифологический и сказочный языки.

Мудрецы, которым открылся скрытый порядок мироустроения и человеческой жизни передавали (для тех, кто мог разуметь – «добрых молодцев») в доступной форме знания, необходимые для реализации полноценной и счастливой жизни, для воссоединения с возлюбленной (символизирует объект высшей любви), а также для преодоления стоящих на этом пути видимых и невидимых преград. Нарочитая небывальщина, присутствующая в сказках, подчёркивает, что речь идёт не о внешнем, знакомом мире. Исходя из постулата соответствия внешнего и внутреннего, и равномощности микрокосма (индивидуального мира) и макрокосма (мироздания) предлагаю интерпретацию сказочных образов в реалиях нашего внутреннего мира.

Безусловно, далеко не все рассказчики сказок были носителями глубинных смыслов. Также очевидно, что сказки в течение веков частично деформировались, дополняясь элементами современной сказителями действительности, но сам каркас сказки и ключевые образы и сценарии оставались неизменными, охраняемыми мистической силой их эгрегоров.

Словарь образов

1. Кощей Бессмертный – бессмертный и непобедимый в прямом, непосредственном поединке, негативный, мрачный (непрозрачный) энергоинформационный комплекс в нашем внутреннем мире. Может быть как оформленным носителем зла, так и бесформенным тёмным могучим вихрем. Похищает объект любви и сокровища сердца и скрывает в своём труднодоступном царстве. За внешней худобой («Кощей» – от «кость») стоит тёмное, непонятное и чуждое человеку могущество. Во внутреннем мире образ Кощея Бессмертного сопоставим с внезапным помрачением – атакой отрицательных подсознательных сил и образов, способных на время захватить власть над человеком. После такого срыва в негатив часто ощущается пропажа света, радости и покоя в душе. Предмет идеальной любви и почитания скрывается за тяжёлыми непрозрачными энергиями (вибрациями) низкого качества. Вернуть назад прежнее состояние и похищенный (закрытый) высокий светлый идеал бывает весьма трудно.

2. Витязь (Иван Царевич) – воин света, сознания и воли, стремящийся найти и вернуть похищенную и томящуюся в Кощеевом царстве возлюбленную. Характер царевича таков: неустрашимый, готовый преодолеть трудности и смертельные опасности ради своей возлюбленной. Спасение её из неволи является как долгом чести, так и жизненной потребностью (без неё жизни нет). Рассудителен и внутренне крепок – основателен («утро вечера мудренее», «сперва накорми, напои и спать уложи, а потом уж и спрашивай» и т.п.). Успеха достигает не столько личной силой и умом, сколько покровительством высших сил и помощью земных существ, которых спас или сделал другое благодеяние. Кстати сказать, и это весьма важно, в русских сказках существуют и женские эквиваленты такой натуры. Например, в сказке «Пёрышко Финиста-ясного сокола», младшая дочь преодолевает по всем меркам непреодолимые препятствия (снашивает чугунные сапоги, ломает чугунные посохи, сгрызает каменные хлеба), отдаёт почти без надежды на успех все свои ценности, чтобы вернуть возлюбленного Финиста и вопреки всему и вся добивается своего, явив пример всепреодолевающей любви и жертвенности.

3. Баба-Яга – пограничное между ведомым и неведомым мирами таинственное женское начало, дающее указания и сведения об областях неведомого. Может как дать знания и поддержку, так и принести погибель, непонятным для разума образом сочетая в себе добро и зло. На этом уровне уже необходима готовность ищущей души к возможной гибели ради возвращения сокровища своей жизни. Диалектика смерти ради жизни. Во внутреннем мире это сравнимо с готовностью отрешиться и погибнуть в наличном статусе бытийности, ради возрождения в искомом, слушая непредсказуемый и неконтролируемый «шёпот» интуиции.

Существует несколько исторических трактовок образа Бабы-Яги. Например, как старшей ведуньи, похороненной по древнему обычаю в маленьком срубе без окон, и поставленного на курные (окуренные против гниения) деревянные столбы, либо на высоко спиленные пни деревьев, где корни похожи на птичьи пальцы. При этом распущенные волосы, костяная (результат тления) нога являются знаками связи с потусторонним миром. Посредством такой покойницы наши предки, возможно, входили в контакт с потусторонним миром. Интересна и другая версия. На санскрите ягья означает жертвоприношение. В древней Руси (как впрочем и в Индии) существовали человеческие жертвоприношения. Возможно, ведунью приносили в жертву богам, и она оставалась после смерти медиумом для связи с иными планами реальности.

Но независимо от исторических трактовок известно, что именно женская душа склонна разворачиваться вширь, подробно осваивая открытый ей уровень бытия. Возможно по этой причине ведение путей, дорог и разных обстоятельств поручено женскому персонажу фольклора. Мужская же душа предпочитает вертикальный (стержневой) или точечный (сущностный) вектор становления. Подробности и обустройство горизонтали её волнуют значительно меньше.

4. Смерть Кощея – находится не в нём самом, а в дистанционно удалённом от него особом месте – острове. Это весьма важный смысловой пункт. Во внутреннем мире борьба непосредственно с отрицательными энергиями и образами бесполезна, более того она даже даёт обратный эффект, ибо от прямого воздействия негативные силы часто даже возрастают, как бы подпитываясь нашим вниманием к ним. Достигнув же области причин можно успешно искоренить негатив. Особое место – остров Буян, дуб, заяц, утка, игла – имеют самостоятельное значение. Давайте разберёмся с этим!

5. Остров Буян посреди океана-моря. Является областью причин и первичных сил (буйств). Именно на нём лежит бел-горюч камень Алатырь, на котором начертаны законы славянского бога Сварога. На этом острове зарождаются все силы гроз, ветров и бурь. Здесь же растёт мировое дерево дуб – всем деревам старшее. Остров отделён от Матери-сырой земли могучей и неведомой стихией – морем-океаном, опасным как своим простором и мощью, так и страшными тварями, его населяющими.

Во внутреннем плане эту стихию можно сопоставить с иррациональной стихией нашего подсознания, которое временами бушует подобно морю и порождает страшные, агрессивные образы. Это внутренне океан-море отделяет наше волевое, разумное начало от сакрального алтаря нашего сердца, в котором может произойти таинство приобщения к первопричинам бытия мирского разнообразия и к божественным энергиям.

6. Дуб – мировое дерево мудрости, под корнями или в ветвях которого находится сундук – ещё одно особое место, которое закрыто со всех сторон, но может открываться.

7. Заяц – энергия, уносящая первопричину, делающая место, хранящее тайну – пустым для душ, недостойных по чистоте, простоте и добродетельности, хотя и достигших нужного места.

8. Утка – участница сотворения мира в славянской и северной мифологии. Именно в утке находится яйцо с причиной смерти сил мрака и зла.

9. Яйцо – первичная, ещё не развёрнутая матрица всего существующего (мировое яйцо). В данном случае яйцо несёт частное могущество – смерть Кощея Бессмертного.

10. Игла – магический инструмент злых манипуляций (магии). Заговорённые иглы несут и излучают негативные воздействия. Сломать иглу, хранящуюся в яйце – значит прервать связь первопричины зла с его проявленным и действующим образом. Сломав иглу, Витязь (Иван Царевич) уничтожает самого Кощея, разрушает всё его царство и возвращает любовь и свет своему сердцу, воссоединяясь с возлюбленной. Иван Царевич – наследник царства своего отца – не мог ни царствовать, ни жить, не вернув себе любимую – такова сказочная канва.

11. Русский дух – добрый, бескорыстный. Необременённый познанием временного, неустрашимый, богоносный. Трудно переносим для тёмных сил зла, которые чуют русский дух и выражают недовольство от непосредственного сближения с ним.

12. Объект любви: Марья Маревна – прекрасная королевна; родная мать, которую унёс Кощей (в сказке «Кощей Бессмертный») и так далее. Во внутреннем мире – мудрость, любовь, красота, истина – качества совершенства женского рода (в русском языке). Образ в глубине сердца, совмещающий все эти качества или хотя бы их часть, конечно является сверхценным для человека, и потеря (затмение) этого идеала воспринимается как омертвение души, которое может быть хуже телесной смерти. Кстати, замещение образа истины – женским образом характерно для фольклора разных народов (суфийская поэзия) и др.

13. Метаморфозы (волшебные превращения) – очень богато представлены в русских сказках. Практически любая вещь или живое существо может быть превращено во что либо иное, причём знающий (посвящённый в таинственное человек) сразу распознаёт настоящее качество видимого. Таким образом философский дуализм формы и содержания в сказках находит такое решение: одно и то же содержание может наполнять очень разные формы, вплоть до противоположных. То есть в прекрасной форме может быть отвратительное содержание (красивые, но злые персонажи) и в отталкивающих формах может находиться прекрасное содержание (царевна-лягушка, чудище из «Аленького цветочка» и т.д.). Ясное понимание этого вопроса актуально и сегодня.

14. Женские добродетели в русских сказках. Диапазон женских характеров в русских сказках ранжируется от злых мачех, помыкающих мужьями и сживающими со света падчериц, до разумных, добрых и мудрых подруг, спутниц жизни, жён, своими советами спасающих мужей от бед и напастей. С особой теплотой описаны девушки чистейшей души, смиренномудрые, безропотно проходящие тяжёлые жизненные испытания. Такие качества наряду с честностью и добротой ставят эти души под защиту и покровительство высших сил.

15. Причинно-следственные связи в русских сказках (как впрочем и в сказках других народов) акцентируются вокруг темы: качество души является причиной одних или других следствий в одинаковых условиях. Чистая душа получает одно следствие из объективной причины, а эгоистичная душа – совсем другое (сюжет сказки «Морозко», омоложение или смерть в кипящем молоке, и т.д., и т.д.).

16. Иванушка-дурачок. Этот образ, столь характерный для русских сказок, озадачивает значительную часть читателей, так как кажется необоснованным те везение и конечный успех, которые выпадают на долю этого бездельника и, говоря современным языком, явного аутсайдера.

Предлагаю подойти к этому образу вот с каких позиций: наш внутренний мир недоступен внешнему наблюдателю (если он не прозорливец), и люди судят о происходящем внутри человека по его словам, поступкам, выражению лица и так далее – по внешним проявлениям. Безделье безделью – рознь, хотя и выглядит одинаково. Можно бездельничать в сонной, тупой истоме или подобным образом, а можно – ведя во внутреннем пространстве некую скрытую, но весьма активную жизнь.

Жизнь эта бывает весьма разноплановой: от мечтаний, грёз и воображаемых событий до самоисследования и молитвенного делания. Чем именно занимался Иванушка, лёжа на печи (тёплое уединённое место в однокомнатном доме, где проживает много людей: отец, мать, братья – порой со своими жёнами) достоверно не выражено. Но по качествам, проявившимся в нём впоследствии: честность, безупречное послушание, бескорыстность – очевидно, что Ваня лежал на печи не в пустом бездельи. Иванушка-дурачок во многих сказках почитает отца делами и послушанием в отличие от старших расчётливых и толковых братьев, которые непокорны и обманывают даже земного отца.

Так в сказке «Сивка-бурка» именно Иванушка-дурачок три ночи ходил на могилу отца и старожил её (по слову отца), а два умных брата ослушались последнего наказа умирающего отца ночевать у его тела. Пренебрежительное и высокомерное отношение братьев к своему брату Ивану демонстрирует их глухое непонимание умонастроения и душевной организации своего честного и послушливого брата. Их удел – «дело робить», правдой и неправдой добывая достаток.

Один из смыслов сказки «Курочка ряба»

1. Кура Ряба – это сама жизнь – рябая разнообразная, с белыми и тёмными пестринами.

2. Простые яйца – это обычное воздаяние за труды, которые человек совершает в жизни.

3. Золотое яичко – это дар, шанс, чудо, предложенное жизнью, чтобы перейти к новому качеству бытия. Даётся многим людям один или два раза, но воспринять должным образом и правильно (достойно) отреагировать на этот дар получается далеко не у всех. Дед и баба не обсуждают это диво и не решают вдумчиво и серьёзно, как же им поступить. Раз кура Ряба снесла это яичко – не исключено, что она же может высидеть из него нечто сверхценное. Этот вариант супругами не рассматривается. Им хочется поскорее узнать, что же там внутри, ведь скорлупка (шелуха) – уже золотая. Обычным (обыденным) образом взаимодействовать с даром – не лучшее решение (мягко говоря). Яичко не разбивается, давая деду и бабе время одуматься, и принять другую стратегию взаимодействия с чудесным. Но, поскольку другого решения не принято, незаметная действующая сила (мышка) – разрушает яйцо. Получив то, что они хотели (разбитое яйцо), – дед с бабой плачут., ибо вся нелепость их намерения обнажилась, а курочка Ряба их успокаивает, что такого испытания (счастьем) – больше не будет, за свою работу они будут получать обычные яйца, и всё вернётся на круги своя.

4. Мышка – олицетворение невидимых или малозаметных действующих начал. Поломка чего-либо часто случается неожиданно и незаметным образом. Само время – незаметная и могущественная сила, меняющая всё и вся. Незаметны причины болезни человека и животных. Поэтому образ мышки, совершающей то, что не под силу людям, вполне понятен в этом свете.

Смысловые доминанты русских сказок

1. Разумный, расчётливый, хитроватый, стремящийся к обеспеченности и достатку дух считается недостойным высокого избранничества и большого счастья (братья Иванушки дурачка из «Конька-горбунка», сёстры меньшей дочери из «Аленького цветочка», «Пёрышка Финиста-ясного сокола» и т.д. и т.д.).

2. Светлый, добрый, неустрашимый, милосердный, необременённый познанием временного мира, обладающий честностью, простодушием и доверчивостью дух попадает после череды испытаний под покровительство высших (божьих) сил. И поэтому побеждает всё и обретает вопреки всему большое счастье. Светлый русский дух не склонен к познанию дольнего мироустройства, чуя в этом обузу и нечистоту по сравнению с «далью светлой» горнего мира и дыханием душой этим воздухом света. Русский дух имеет сверхразумное послушание. Кто возьмёт по слову отца в жёны лягушку, или по слову кобылицы – вместо двух роскошных коней горбатого карлика-конька с ослиными ушами и т.д. и т.п? Это преодоление здравого смысла в послушании – есть как бы своеобразный Рубикон, точка невозврата в обычную жизнь. Именно здесь вступает в действие сверхъестественная поддержка.

3. Живая смекалка и нестандартное (творческое) мышление представлены во множестве бытовых сказок и загадок, в которых солдат, бедняк или иной персонаж из невысоких слоёв общества, благодаря находчивости и смекалке выходит победителем из, кажется, безвыходных ситуаций. В этих сказках заложена та важнейшая идея, что в нас самих находятся ключи к решению жизненных проблем. Креативность личности изображена в русских сказках весьма наглядно и убедительно. Однако, существует множество русских сказок, в которых нравственный релятивизм столь велик, что позитивные выводы и мораль извлечь затруднительно, а может быть и невозможно. Многочисленные версии, пересказы и досказы времён духовного упадка внесли заметную лепту в корпус русских сказок, собранных и зафиксированных лишь в 19-20 веках.