Без рубрики

Музыка: восприятие и осознание. Часть 1

Музыка: восприятие и осознание. Часть 1Для массы музыка не фактор, не отражение души — она фон. Составная часть общего звукового фона: пения птиц, звука моторов, неразборчивого гула человеческих голосов. Можно сказать, что она как часть воздуха, мы дышим как будто в фоновом режиме, иногда морщась, мол, спёртый воздух или довольно говоря, что свежий, то есть, замечаем только тогда, когда нарушается привычное для нас состояние.Музыка: восприятие и осознание. Часть 1Если пробовать описать процесс понимания музыки, как я его себе представляю, то возникает ряд сложностей. От практики или теории отталкиваться (теория обща, а практика у каждого своя) и на какую аудиторию рассчитывать (подготовленную или нет).

Начну от практики и с простого.

В массе, на самом первичном уровне, творчество воспринимается как развлечение, как приятное времяпрепровождение и воспринимается сугубо утилитарно: музыка – для танцев или чтобы звучало что-то (чтобы не тишина) или «в настроение» (потрясающая по смысловой нагрузке фраза, если её разворачивать); фильм — чтобы интересно, книга — захватывающе и т.д.

Если брать именно музыку то, мелодия, голос, ритм, иногда стиль — самые привлекательные элементы при знакомстве с музыкой. Причём даже не мелодия сама, со всеми её нюансами, оттенками и гармоничностью, а напев.

Красивый напев, да ещё с яркими хуками («хук» — крючок, мелодический фрагмент, цепляющий слушателя: «Виновата ли я?», подъём голоса в конце третьей строчки), быстро находит массового слушателя: «Позови меня с собой», «Зеленоглазое такси», «Вези меня извозчик».

Голос; и опять таки, не оттенки и владение, а природный тембр и следование напеву (Басков «Шарманка»). Несомненно текст — это сразу ограждает новичков в музыке от её понимания, нет родного текста, неинтересно слушать. Т.е. на этом уровне восприятия меломан завязан на вторую сигнальную систему — речь, и без этого «кетчупа» ни одно блюдо ему не вкусно.

Ритм — вообще пароль для восприятия у многих. Зачастую даже текст отступает на второй план перед таким мощным проводником, как ритм. Так композиции, строящиеся на диско-ритме — «классический» 120 ударов в минуту — автоматически принимаются сторонниками такой музыки: Donna Summer «Hot Stuff».

Другую сторону, но этого же круга выражают любители стильной музыки: им неважен текст — зачастую в музыке, что им нравится, нет слов вообще — важна подача. Ритм, саунд, аранжировка, соответствующая моде. Клубная и электронная музыка яркий тому пример (Armin Van Buuren «Rush Hour»).

Это всё даже не первый уровень меломана. Это масса. Для перехода на первый уровень музыка должна стать индивидуальна.

Для массы музыка не фактор, не отражение души — она фон. Составная часть общего звукового фона: пения птиц, звука моторов, неразборчивого гула человеческих голосов. Можно сказать, что она как часть воздуха, мы дышим как будто в фоновом режиме, иногда морщась, мол, спёртый воздух или довольно говоря, что свежий, то есть, замечаем только тогда, когда нарушается привычное для нас состояние. На этом этапе наше сознание не отмечает музыку и музыка, соответственно, не влияет на нашу душу: вошла и вышла, не затронув. Отдельный случай, что неосознанно мы её впитываем: так саундтреки к фильмам, звуковые дорожки рекламы, подобно постоянному шуму дорог, заводов, шелесту деревьев складываются в нашем подсознании в какие-то неосознанные стереотипы.

Наверное, какой-либо абсолютный эмпат-телепат мог бы обходиться без способности понимать творчество, зачем ему окольные пути, если он воспринимает души напрямую. Но для основного большинства людей как раз вот тут возникает момент, который разделит всех слушателей на группы и категории — осознание.

Как только музыка перестанет быть единым фоном, а перестаёт она им быть буквально сразу, слушатели начинают искать свой омут, где водятся только близкие ему звуковые черти. Определённые муз. программы, частоты радио, записи. Тут люди индивидуализируются, формируют свой вкус и пристрастия. В процессе прослушивания музыкального потока сравнения неизбежны и слушатель будет выделять яркие запомнившиеся мелодии, какие ему ближе, сравнивать песни между собой в целом, по драйву. Так будет выкристаллизовываться список, тот, что любитель музыки волей-неволей выделяет из общего фона, тот, что запоминается, песни из которого хотел бы повторить в прослушивании.

Возникает момент, когда слушатель музыки с уверенностью может ответить на вопрос «нравится — не нравится». Так происходит становление первого уровня меломана.

На первом этапе существует живой интерес к процессу, к занятию. На этой ступени новообращённому интересно всё, что как-то касается предмета его удовольствия: все стили, жанры, группы. Ознакомление происходит очень быстро, интерес вспыхивает жарко и так же быстро остывает, переключается на другое. В этот момент меломан целиком поглощён своим занятием, но критериями его оценки выступают те же прежние факторы: мелодия, голос, ритм, иногда стиль (в тесной связке с текстом). Как самые яркие, эффектные и дающие наиболее быстрое удовольствие.

Разделение музыкального материала происходит тоже быстро и незатейливо – легло на ухо, осталось в доме, не легло — вылетело из плей-листа.
На этом этапе имеет место фраза: «Я слушаю (мне нравится) всякую музыку». Оно и понятно, что всякую, если минимум необходимый есть (интерес к музыке), а глубокого восприятия нет.

Огромную роль на этом этапе играет мода и окружение. Влияние мультимедиа, друзей, родителей — всё формирует интересы, которые, строго говоря, нельзя назвать своими собственными. Некоторые молодые меломаны могут сказать: «Я люблю Дебюсси и Шопена», но с той же глубиной и смыслом эта фраза могла бы звучать, как «Я люблю Круга и Трофима». Так многие любители музыки отмечали, что любовь к определённой музыке им привили родители, а некоторых родители отвратили от мира музыки насильственными занятиями ей.

Особо ценное качество первого уровня меломана эта открытая искренняя непосредственность восприятия самых разных музыкальных направлений, нет ещё никаких шаблонов о группах и стилях, представлений о музыке для интеллектуалов и быдла. В последующие периоды знакомство с музыкой уже не даёт такой быстрой радости встречи, радости новизны. Ну, и именно в этот период удаётся познакомиться с огромным количеством материала, с которым, в основном, меломан будет обращаться впоследствии. Период этот, разумеется, быстро заканчивается, причем, чем активнее меломан стремится к знаниям, тем быстрее проходит этот период.

На этом уровне восприятия и осознанности и проходит первый уровень. Восприятие – в удовольствии, осознанность – в списке стилей, групп, песен приносящих это удовольствие. По-прежнему, влияние музыки на душу на этом уровне невелико, оно равно вложенному душевному и усилию и соответствующему осознанию.

Многие останавливаются на этой глубине восприятия и осознанности. Ограниченность восприятия связана с сосредоточенностью на второй сигнальной системе — словах. Даже первая сигнальная система (естественный шум) воспринимается ими лишь в минуты затишья, выпадения из бытового бегового процесса, на природе, к примеру: «Да, как красиво, как птицы поют, деревья шумят». Третья же система — искусственных шумов — вниманию для анализа вообще не подвергается. И хотя подсознание берёт своё, обращаются к нему лишь в минуты сильного душевного волнения — со знаком плюс или минус. Тогда люди, бывает, обращают внимание на окружающую музыку, ищут в ней поддержку, разделяют радость, находят совпадения со своим состоянием.

Но бывает и иначе, и нередко. Случается так, что восприятие определённой композиции пробивает до самой глубины души, внося необратимые изменения в ощущения человека. Произойти это может в любой момент, и жизнь сразу делится на «до» и «после». Пример такого откровения приведён в моей теме в тренинге

После этого любитель музыки чувствует, что удовольствия, которые он получал на своём уровне, лишь тень настоящей полноценной жизни, полностью воспринять и тем более осознать которую он ещё не в состоянии.

Смотри далее:
Музыка: восприятие и осознание. Часть 2