Без рубрики

Нравственная экономика

Экономические трактаты и статьи – в большинстве своём – представляют экономику, как некую объективную субстанцию – как физику, химию – то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним) и изучаемое человеком – в то время как экономика — всего лишь производная деятельности человека.Экономические трактаты и статьи – в большинстве своём – представляют экономику, как некую объективную субстанцию – как физику, химию – то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним) и изучаемое человеком – в то время как экономика — всего лишь производная деятельности человека, и выбрасывать интересы огромных слоёв населения из сущности рассуждений о ней также нелепо, как, к примеру, охотиться в зоопарке, или на основании филологического анализа с пустым щеголяньем терминами судить о качестве стихотворения.

Отсюда убеждение, что нравственная экономика невозможна по сути – мол, пряников не хватает на всех; с кнутом же всегда дело обстоит лучше.

В то время, как суть экономики – суть, каковой она должна быть, суть в приближении к идеалу – сделать достойным существование всех людей, всех, сколько их не будь, вне деления на классы, прослойки и проч., обеспечить им сносное материальное существование ради необходимейшего духовного роста и умного творчества всякого.

Узел завязан крепко – сложно представить нувориша, обеспокоенного жизнью сограждан – если только это не сулит ему новые барыши; и в ближайшее время вряд ли придётся стать свидетелями экономического чуда – не в смысле процветания производств, а в сфере экономики взаимопомощи, экономики, организованной умно и щедро.

К примеру, так называемая «жёлтая пресса» – казалось бы, нет ничего проще устранить этот мерзкий поток пустых сплетен и пересудов: любой компетентный совет психологов, собранный на правительственном уровне даст заключении о вреде оной прессы, вреде, наносимом ею душам сограждан, забивающей их мозги галиматьёй… а дальше – нет, не надо никаких репрессий, просто следует принять закон – об огромном, разорительном штрафе за публикацию информации о частной жизни так называемых «звёзд» (подлиные звёзды человечества – Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, — так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги – пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. – на издание налагается огромный штраф.

Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но …дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных свободах и проч.

Пронизать экономику нравственным пафосом, осветлить её светом взаимопомощи и состраданья – дело не прагматиков, всегда стоящих у власти – и значит, увы, дело не сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная экономика невозможно вовсе так же нелепо, как имея множество свидетельств существования иных миров и жизни после смерти продолжать утверждать, что жизнь наша – короткий отрезок между двумя потоками тьмы, и делать из этого вывод – Бери от жизни всё!

Александр Балтин