Без рубрики

Метафизика Сфирот

Мы живем в море информации. Все вокруг может быть воспринято как информация – энергия, формы, события. Но при этом в науке до сих пор нет четкого определения информации. Ведь это самый фундаментальный из феноменов. Мне ближе определение, происходящее от латинского слова «in-formatio» — скрытое в форме. В материальном мире информация передается через формы. Поэтому пресловутая «иллюзия существования материальных форм» — не бессмыслица, а важный способ передачи нам внешней информации.Мы живем в море информации. Все вокруг может быть воспринято как информация – энергия, формы, события. Но при этом в науке до сих пор нет четкого определения информации. Ведь это самый фундаментальный из феноменов.

Мне ближе определение, происходящее от латинского слова «in-formatio» — скрытое в форме. В материальном мире информация передается через формы. Поэтому пресловутая «иллюзия существования материальных форм» — не бессмыслица, а важный способ передачи нам внешней информации.

Текст, который Вы читаете, тоже иллюзия устного рассказа. И когда я произношу любое слово — оно иллюзорный образ того, что обозначает. Но без возникновения письменности передача информации была бы намного менее эффективна, а без возникновения речи – тем более.

Древние откуда-то знали, что любой образ по сути — информация. Существуют не реальные объекты, а информация для нас о том, что они есть. Физика уже доказала единство объекта и субъекта, наблюдаемого и наблюдателя. Например, об этом свидетельствует эксперимент по прохождению электрона через пару отверстий, в котором способ наблюдения за электроном определяет его физические свойства. Общая Теория Относительности тоже связывает физическую реальность с наблюдателем, воспринимающим ее, как и опыты Николя Гизина в 2008 году по спутыванию элементарных частиц.

Но тогда что является первоисточником всякой информации, воспринимаемой как образ? Для ответа подходит аллегория каббалистического Древа Сфирот (в Библии это Древо Познания). Сфирот – это сферы, круги, буквальный эквивалент индийского слова «чакра». Все мистические традиции говорят об одном и том же, но самые четкие определения категорий духовного сохранились в каббале. Я не еврей, поэтому объективен.

Сегодня каббала сильно смешана с иудейской религией, в которой каббала – мистическая традиция для людей, знающих иврит, арамейский и верящих в святость Торы. Но так ли уж важно нырять с головой в эгоцентричный мир чужой культуры? Ценнее то, что универсально. Иудейская традиция подразумевает строгий запрет на раскрытие «тайны главы парцуфа». Об этом предупреждает Бааль Суламом в предисловии к «Талмуду Десяти Сфирот». И даже популяризаторы каббалы, наподобие Берга и Лайтмана, не нарушают правила. Тем более что для продавцов каббалы это так же невыгодно, как разоблачение фокуса после представления. «Популярная» каббала сразу начинается с нюансов работы «тела парцуфа» — желаний, ощущений, эмоций, наслаждений, страданий и т.д.

Хотя, что такое желание? Всего лишь информация о необходимости нашего взаимодействия с каким-то объектом, обычно воспринятая через природу (тело).

Начнем рассказ о мирах Древа Сфирот. Все каббалистические миры – это уровни мирового сознания, причем не аллегорически, а буквально, поскольку материальный мир – наиболее проявленный уровень сознания, воспринимающего свои проекции в качестве внешних объектов, независимых от «я».

Метафизика Сфирот

0

Первый уровень сознания лишен измерений. В каббале он называется Эйн Соф (нет предела), а еще – светом бесконечности, поскольку без потери сознания ощущается так. При потере сознания Эйн Соф – небытие, черная бездна в которой исчезает все. На житейском уровне Эйн Соф переживается во время медленной фазы сна (без сновидений). В буддизме Эйн Соф – шуньята, первобытная пустота сознания, порождающая все объекты и феномены.

I

Одномерный мир Ацилут (эманация). Часть пустоты Эйн Соф сокращается в точку. Каббалисты называют этот процесс цимцум (судорога наподобие оргазма). Между сокращенной центральной точкой и сферой остатка пустоты вокруг точки возникает авиюр (воздух, свободное место). Нарушена гармония небытия. Возникло нечто одно относительно чего-то другого. Это и есть исходная информация для сотворения всех миров. В сознании исходная информация ощущается как первое желание. Для сферы остатка пустоты сокращенная точка в центре превращается в Ацмуто (непостижимое). Я бы сравнил Ацмуто с сотворением флешки, после чего сфера остатка пустоты начинает превращать себя в компьютер, в который эту флешку можно воткнуть. Поэтому в каббале центральную точку называют Хокма (информация), а сферу остатка пустоты вокруг нее – Бина (постижение).

Сознание, жизнь, познание и вообще все сущее – это бесконечный процесс постижения Ацмуто. Любая реальность вокруг – возникший образ Ацмуто в зеркале нашего восприятия.

II

Двумерный мир Брия (сотворение). Для постижения информации, скрытой в Ацмуто, Бина копирует ее в себя. Это можно сравнить с отражением сверкания Хокмы в зеркале Бины. Поэтому Хокма – алхимическая стихия огня, а Бина – воды. Для постижения внешней информации Бина тоже сокращает половину себя в центральную точку, аналогичную Хокма. Новая точка называется Хесед (добро). Остаток Бины превращается в сферу вокруг Хесед, воспринимающую Хесед как энергию — ту самую, которую изучают физики. Поэтому восприятие энергии в каббале называют Кли (сосуд). Это алхимическая стихия земли. Так после цимцума внутри Бины в сознании возникают — энергия и восприятие энергии (ощущение). Эта пара не существует друг без друга.

Однако, всего один воспринимающий сосуд (Кли) порождает слишком несовершенный, «двоичный» образ Ацмуто — наслаждение или страдание, добро или зло, Хесед или Гвура. Поэтому для ускорения процесса постижения Ацмуто возникает сеть из множества воспринимающих сосудов.

III

Трехмерный мир Ецира (астральные формы). Единый воспринимающий сосуд сокращает себя в новую центральную точку Нецах (вечность), породив измерение для возникновения множества сосудов, воспринимающих энергию – Клипот (шелуха). Фактически в мировом сознании появилась нейронная сеть для анализа разных признаков внешней информации. Она породила в сознании бесконечный набор образов Ацмуто. Постижение этого набора сотворило идеальный образ Ацмуто – Тиферет (красота), с которым началось сравнение любого возникшего образа. Но поскольку Ацмуто бесконечно разнообразен, случайный образ в наборе слишком часто не совпадал с идеальным. Интеллектуальный анализ неидеальных образов породил отдельные формы. Так возникли бесчисленные формы астрального мира и самосознание, ощущение «я есть», как восприятие процесса обучения.

IV

Четырехмерный мир Асия (деятельность, карма). Когда нейронная сеть перестает справляться с анализом информации, возникает так называемый паралич сети и дальнейшее обучение бессмысленно. Чтобы предотвратить интеллектуальный паралич одной нейронной сети в математике используют набор из множества по-разному организованных сетей, каждая из которых работает автономно. Единое ощущение «я есть» сократило себя в новую центральную точку, породив измерение множества существ, каждое из которых анализирует Ацмуто по-своему, порождая личный идеальный образ Ацмуто. Существа восприняли друг друга, как формы, удовлетворяющие желания. Отношения между существами породили карму и время. Существа оказались в четырехмерном мире, где растет четвертое измерение времени. Поэтому в материальном мире ощущение «я есть» проявляется в качестве шхины (присутствия) — «я есть здесь и сейчас».

В отличие от примитивных животных, люди научились обмениваться полученной информацией, во много раз усилив способности отдельного человека. Благодаря общению информация впервые перестала поступать в сознание только через природу. Каждый раз, когда благодаря возникновению речи, письменности, книгопечатания, радио, телевидения, или интернета в социуме ускорялся обмен информацией, возрастала способность социума к постижению.

Но всегда были и будут люди, фанатично навязывающие другим субъективный идеальный образ Ацмуто (материальной реальности, правды, справедливости, религии). Для этого они пытаются контролировать, ограничивать или фальсифицировать «альтернативную» информацию о материальной реальности, не совпадающую с идеальной. Хотя всякая достоверная информация о материальной реальности остается недопонятым ими образом Ацмуто.

В 2010 году появилась серия работ Деяна Стойковича, доктора физики из университета города Буфалло. В ней доказывается идея возникновения материальной (четырехмерной) вселенной через поэтапное развитие из одно- двух- трех- мерных миров, предшествующих нашему. При таком подходе информация получается одномерной (1 или 0), энергия – двухмерной и так далее. Феномены с меньшим числом измерений не способны явно проявляться в четырехмерном мире, поэтому мы регистрируем их через изменения свойств материальных объектов. Революционность теории Стойковича в том, что прежде для объяснения парадоксов материального мира физики пытались сконструировать вселенные с большим числом измерений. Вот как прочно даже в головах ученых засело религиозное представление о ничтожности материального мира.

Если сложить измерения всех каббалистических миров, вложенных друг в друга подобно матрешке, мы получим 1+2+3+4=10, число измерений в теории суперструн. Это свойство среди пифагорейцев называлось тетрадой и основой материального мира.

В доказательство интерпретации Древа Сфирот как Древа Познания, напоминаю, что дополнительно существует «секретная», одиннадцатая сфира Даат (знание). По традиции ее размещают между Биной и Хесед. Она и есть результат постижения. В индуизме это брахман, в переводе с санскрита – растущий ум. По каббалистическому преданию, Древо Сфирот зарождается в Руах (уме) и заканчивается в Раух (уме). В Руах, как в реторте алхимика, циркулирует круг постижения. По той же причине широко известен символ «змея, кусающего собственный хвост», ведь сфиру Даат в каббале еще называют главой змея.

Я не могу объяснить — откуда у древних пастухов и земледельцев возникали настолько современные мысли и подозреваю наследие иной цивилизации, или ментальную связь с грядущим, в котором все уже «исчислено, взвешенно, сочтено».

С наилучшими пожеланиями,
Кирлан Александр